49,7 тыс подписчиков
Ещё в 1955 году канадская фирма Avro Aircraft начала проводить исследования, связанные с постройкой реактивного аппарата вертикального взлёта с круглым дискообразным корпусом и устройством для образования воздушной подушки при взлете. Подобная схема в 1947 году была предложена английским конструктором Джоном Фростом. Предполагалось, что такая схема АВВП, с приводимыми от турбореактивного двигателя подъемными вентиляторами, благодаря использованию воздушной подушки, при взлете потребует меньшей энерговооруженности, чем для обычных реактивных СВВП.
Кроме того, отбрасываемый вентилятором воздушный поток, смешиваемый с газами ТРД и используемый для образования воздушной подушки, будет иметь значительно меньшие скорость и температуру, чем у ТРД, что в теории должно было упростить эксплуатацию такого АВВП.
Канадской разработкой заинтересовались ВВС и армия США, которые в дальнейшем занимались финансированием проводимых исследований.
Уже в 1959 году по объединенному контракту армии и ВВС США была завершена постройка экспериментального АВВП с дискообразным корпусом, который получил официальное обозначение VZ-9V.
Первые испытания на привязи проводились в декабре 1959 года. Аппарат совершил несколько непродолжительных полетов. Вскоре VZ-9V был передан для испытаний на базу ВВС им. Эдвардса. Первый взлет с переходом к горизонтальному полету был совершен 17 мая 1961 года. Разработка АВВП VZ-9V под руководством Джона Фроста и его испытания велись в обстановке большой секретности, поэтому по нему публиковалась крайне ограниченная информация. Вероятно, необычайная форма АВВП и отсутствие официальных сведений об испытаниях, проводившихся в 1961 - 1962 гг., вызвали в этот период интенсивные публикации о полетах неопознанных летающих объектов (НЛО) в виде "летающих тарелок". В 1962 году разработка VZ-9V была прекращена. Последние проведенные испытания VZ-9V показали, что он не обладает достаточной устойчивостью. Кроме того, постоянно возникавшие неполадки в работе его силовой установки и системы управления послужили причиной прекращения его испытаний.
VZ-9 Avrocar мог летать не только на большой высоте, но и передвигаться вблизи земли на воздушной подушке. Аппарат имел круглый дискообразный корпус, в центре которого был установлен вентилятор. Всасываемый им воздух по системе каналов направлялся к одноконтурному кольцевому соплу, проходящему по периферии аппарата. Переход АВВП от движения на воздушной подушки над землей к свободному полету происходил следующим образом: АВВП разгонялся над землей на воздушной подушке до такой скорости, что его дискообразный корпус создавал подъемную силу, достаточную для поддержания в воздухе, а затем и для его подъема.
Также известно, что фирма Avro Canada занималась разработкой сверхзвуковых АВВП.
Друзья! Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить интересные факты из истории авиации!
2 минуты
18 апреля 2023
442 читали