17,9 тыс подписчиков
[History]
Не давно мы приводили мнение немецкого военно-морского атташе про русский флот, и признаем, в нем были положения, с которыми нельзя не согласиться. Что интересно в время и русские офицеры имели мнение и высказали оценки в адрес германского флота, который начал свое развитие в конце 19 века. Можно было бы считать, то это было "ответкой", но нет, )) - русские высказались первыми (по крайней мере в этом ключе).
Так, в 1888 году император Вильгельм II прибыл с официальным визитом в Санкт-Петербург и сопровождающая его эскадра боевых кораблей стояла в Кронштадте. Капитан 2 ранга А.А.Бирилёв (в будущем адмирал), тогда еще командир клипера "Пластун" в своем рапорте о германской эскадре отметил: " Вахтенная служба, внутренний порядок, содержание судов..., поддержание наружного вида на судах Германского флота поставлены так, что примером нам служить не могут. Я вполне убежден, флот этот, несмотря на свою блистательную материальную часть и тщательно и толково составленную комплектацию, далек от победы, так как решительно приучает как в старых и в молодых офицерах полное равнодушие к своим судам, не смотреть на судно как на близкое себе существо, а приучает смотреть на него как на средство получать содержание. Такой взгляд ярко сквозит у германских офицеров, лишь только случай позволит им оставить официальность. Такому взгляду на суда во многом помогает тяжелое однообразие применений, существующее на германских судах, причем молодым офицерам негде развернуться, негде высказать свою инициативу, а раз от своего лица он ничего не может сделать для судна, душа его не может лежать к нему".
На мой взгляд, интересная оценка, но излишне субъективна. Сама по себе Алексей Алексеевич Бирилёв был незаурядной личностью, с опытом командования как различными кораблями (включая броненосцы), так и отрядами кораблей, даже успел побывать командующим двумя флотами (Балтийским и Тихоокеанским), одним правда формально. Правда, он не имел возможности проявить свои таланты непосредственно в боевых действиях, но запомнился наверное всем, кто читал "Цусиму" по той оценке, которую ему дал Новиков-Прибой.
На тот момент состав германского флота действительно не выглядел впечатляющим на фоне флотов Великобритании, Франции и России, что, видимо, давало основания для подобных оценок. Но десятилетие 1888-1897 годов, названное А.фон Тирпицем "потерянным десятилетием", все таки закончилось.
На момент своего рапорта, видно что уже тогда со стороны отмечалась качество "материальной части" немецких кораблей, и судя по всему требовалось только заняться подготовкой экипажей, в первую очередь офицеров. Что в принципе и было вскоре сделано. Хотя нельзя не отметить, что еще при Л.фон Каприви, при подготовке командиров кораблей они получали бОльшую самостоятельность в принятии тактических решений, что стало в дальнейшем традицией. Позже этот способ руководства ВМС получил название - "тактика заданий". И по мнению Г.Беннетта в годы Первой мировой германские морские офицеры выгодно отличались от своих коллег-англичан именно нестандартностью действий и инициативностью.
Но может поэтому немцы не уделяли должного внимания внешнему лоску, что заметил А..А.Бирилёв (ф.2)?
Интересно, что "превращение Германии в первоклассную морскую державу" являлось своеобразной "сверхзадачей, которую перед собой поставил сам кайзер Вильгельм II, который и словом и делом пропагандировал идеи германского флота как внутри страны, так и за ее пределами. Как один из штрихов такого отношения является факт, что именно при Вильгельме II офицеры германского флота стали постоянными участниками дворцовых мероприятий, и в их среде кайзер старался прививать такие качества как решительность и настойчивость.
Не удивительно, что в итоге в германском обществе стало меняться отношение к флоту в положительную сторону. В "Воспоминаниях" Тирпиц скажет: "Без кайзера не удалось бы преодолеть отчужденность Германии от моря и связанных с ним интересов и культурных задач; в этом его историческая заслуга".
Получается, что воля Лидера играет роль!?
ф.1 - броненосец "Курфюрст Фридрих Вильгельм"
3 минуты
19 апреля 2023
676 читали