18,1 тыс подписчиков
[Ships]
Кто спорит, поиск оптимального образца для серийного строительства дело не простое, трудоемкое, требующее ответственности. Как говорится, "семь раз отмерь- один раз отрежь". Но если вернуться к русским миноносцам середины 80-х годов 19 века - то отмеряли очень долго. Ситуация сложилась тогда не просто смешная, но трагикомичная - сначала долго искали, заказывали за рубежом (Англия, Франция) и оценивали несколько типов "60-70-тонных" миноносцев, практически ничем не отличающихся между собой (кроме места строительства), чтобы выбрать "лучший" и, наконец-то, начать у "себя" их серийное строительство.
Но тут пришло "озарение", что флоту нужны "100-120-тонные" миноносцы - и "карусель" вновь закрутилась: и снова начали заказывать за рубежом (Англия, Франция) более крупные миноносцы, которые также были почти одинаковыми (но крупнее). И когда "новые образцы" прибыли, вступили в строй флота и были опробованы - автор всей этой чехарды (иначе не назовешь) управляющий Морским Министерством вице-адмирал генерал-адъютант И.А.Шестаков выкидывает новый "фортель".
Назвать как-то иначе заказ 9 (первоначально- 12) миноносцев водоизмещением "всего 85-тонн" у НЕМЕЦКОЙ фирмы "Шихау" просто нельзя. Да, действительно - ранее в Германии (у той же Шихау) как то заказали десяток миноносок 1878 года, и фирма справилась с задачей, заодно отработав технологию постройки таких кораблей. А затем, как и английские партнеры, на полученном опыте начала десятками строить для своего флота миноносцы S-1 - S-65, незначительно отличающиеся друг от друга. Видимо этот "миноносный конвейер" и "поразил" русского военно-морского агента, который предложил Морскому министерству сделать фирме заказ на постройку миноносец и для русского флота.
Можно подумать, что решили, по традиции, заказать 1-2 корабля? Ничуть не бывало! Чего мелочиться!
Решили сразу, без опытных образцов, заказать по шесть миноносцев для Балтийского и Черного моря. Как говорится, "гулять так гулять".
Так русский флот получил 9 миноносцев типа "Або", которые, как не трудно было догадаться, не особо отличались от английских и французских образцов, разве что были чуть подешевле. Возможно последнее и сыграло свою роль.
Справедливости ради, если оценить сами корабли, то они получились достаточно крепкими. Они получили гладкопалубный корпус из неоцинкованной стали, разделенный на 8 основных водонепроницаемых отсеков, карапасную палубу от форштевня до рубки, так же вспомогательное парусное вооружение на трех легких мачтах, два носовых торпедных аппараты и две 37-мм пятиствольные пушки Гочкиса. По сути - это были те же корабли, что и раньше, но "немецкой выделки".
Если говорить про отличия, то эти миноносцы имели по одной трубе (вместо парных британских, как ранее), впервые на миноносцы поставили паровую машину тройного расширения, типичные для миноносцев "Шихау" обводы, которые снижали волновое сопротивление, и что важно, миноносцы наконец лишились таранного форштевня.
Между собой миноносцы практически не отличались, разве что на балтийских винт имел защиту снизу, а на черноморских она отсутствовала (это было сделано для обеспечения перехода/перевода миноносцев по системе рек из Эльбинга в Севастополь).
Если говорить о положительных особенностям, то к ним следует отнести качество немецкой постройки (которые при этом схитрили и постарались облегчить корпус), качественную и экономичную ПМ ТР, относительно высокую скорость (макс.- 22,24 узла, средняя - 19 узлов). Отмечалось практически полное отсутствие волнообразования у форштевня на скорости 20 узлов, но без волнения; с волнением - скорость падала, носовая часть заливалась, появлялась рыскливость на курсе. Командиры характеризовали корабли как хорошо подходящие для внутренних морей, но не пригодные для "открытых".
Можно отметить, что для "Або", "Виндавы"(ф.3), "Либавы", "Ялты"(ф.2), "Новороссийска", "Чардака"(ф.1), "Кодора", "Килии, "Рени" нашлась "работа" в русском флоте, они не оказались лишними и они прослужили по 25 лет и больше.
Другое дело, что их появление вновь отодвинуло на задний план задачу строительства миноносцев в России.
3 минуты
5 апреля 2023
412 читали