Найти тему
60,8 тыс подписчиков

«Вестсайдская история» (США):


«Постановщик «Вестсайдской истории» Роберт Уайз — наши зрители уже знакомы с ним по фильму «Звуки музыки» с участием обаятельной Джули Эндрюс — считался режиссером профессиональным, но не более того; множество его ранних лент имели успех, но отнюдь не шумный.
В рекламе, предшествовавшей «Вестсайдской истории», также не было ничего, что позволяло бы ожидать появления шедевра. Да и делала-то картину фирма не знаменитая, а второстепенная, малоизвестная — некая «Бета-фильм». В общем, все говорило за то, что снимается очередная невыразительная музыкальная драма, хотя, может быть, и не лишенная некоторых достоинств, поскольку в основу ее положена расхваленная критиками театральная бродвейская постановка.
Вопреки всем предположениям «Вестсайдская история» оказалась именно шедевром — в том разделе фильмов, которые называются мюзиклами. Зрители увидели зрелище на редкость яркое, динамичное, эмоциональное, блистательно соединяющее выразительные средства кино с разнородными художественными элементами других искусств— музыки, песни, танца, вплоть до клоунады и гротеска. Фильм имел большой успех, и национальная киноакадемия США присудила ему десять Оскаров — рекордное число.
Славу приходилось делить между многими: велики заслуги режиссера, хореографа и балетмейстера Джерома Роббинса, композитора Леонарда Бернстайна, великолепного оператора Даниэла Фэлпа, многих молодых актеров, костюмеров, технических работников. В единстве усилий коллектива одаренных художников и кроется одна из причин успеха «Вестсайдской истории».
Однако, анализируя причины успеха этого фильма, прежде всего надо отметить жизненность и социальную значимость его содержания, иначе — говорить о писателе Артуре Лорентсе и Сценаристе Эрнесте Лемане, которые никаких наград не получили. Именно они раскрыли через вечный сюжет печальной повести о Ромео и Джульетте неискоренимые пороки Америки — раскол поколений, насилие как образ жизни, не имеющие решения в условиях капиталистического общества проблемы молодежи с городских окраин, расовую дискриминацию...
Как известно, мюзикл в жанровом отношении всеяден, он может быть и комедией, и драмой, и трагедией.
«Вестсайдская история» — трагедия; не такая, какую раскрыл Теодор Драйзер, но тоже чисто американская. Жертвы ее не только Тони, юноша польского происхождения, и пуэрториканка Мария, жертвы и враждующие банды подростков — белых американцев и пуэрториканцев, «ракет» и «акул». Вражда Монтекки и Капулетти, как бы перенесенная в современную Америку.
Поначалу кажется, что спор идет из-за пустяков — кому считаться первыми на общей улице. Но скоро понимаешь, что за этой враждой подростков скрывается естественная для Америки борьба за существование. И «ракеты» и «акулы» равно ограблены обществом и равно лишены надежд на будущее. Но выходцам из Европы кажется, что их несчастья проистекают из-за того, что эмигранты из Пуэрто-Рико захватывают их места, а пуэрториканцам представляется, что их ограбили белые...
Банды не только банды, в этом фильме они еще и классические хоры, иногда в фигуральном, а чаще в буквальном смысле слова. Противоборство хоров-банд не только определяет горькую судьбу Тони и Марии, но и комментирует главное содержание фильма Так, когда девушки-пуэрториканки вспоминают свои бедствия на родине, то Бернардо и его «акулы» иронично поясняют, что никаких оснований для восторгов нет: «Жить очень мило в Америке... Если ты сильный в Америке! Что хочешь делай в Америке... Если ты белый в Америке! Здесь все горды и свободны... Здесь каждый третий голодный!..».
Фильм, естественно, не буквально повторяет сюжет Шекспира. В картине Роберта Уайза трагизм определяется не столько смертью Тони, сколько тем фактом, что ничто не примирило ребят из разных банд. И в то время как одни «ракеты» и «акулы» уносят тело вестсайдского Ромео, другие, мрачно взглянув друг на друга, расходятся в разные стороны. Завтра вражда вспыхнет вновь, и снова засверкают ножи — таков трагичный в своей безысходности финал" (Соболев Р. Ромео и Джульетта из Нью-Йорка // Советский экран. 1980. № 7. с. 5).
«Вестсайдская история» (США):  «Постановщик «Вестсайдской истории» Роберт Уайз — наши зрители уже знакомы с ним по фильму «Звуки музыки» с участием обаятельной Джули Эндрюс — считался режиссером...
3 минуты