Найти тему
552 подписчика

Является ли премия, полученная писателем или журналистом, знаком качества, подтверждением, что он лучший в своей профессии? Нет. Хотим ли мы, журналисты и писатели, получить премии? Очень! Потому что – соревнование, конкуренция, а мы любим соревноваться. Хотя, конечно, больше любим побеждать. Потому что мы, писатели, тщеславны. Да, все. Нет, исключений не бывает.


У меня с премиями сложная история. На Национальную премию по литературе в Беларуси меня выдвигали несколько раз: за книги «Исторические прогулки с Франциском Скориной», «Без «железного занавеса» и «Как разгадать Китай». На «Золотую литеру» (главную белорусскую журналистскую премию) выдвигали «Исторические прогулки с Франциском Скориной», а еще раньше на премию «Телевершина» выдвигали мой 5-серийный документальный фильм «Олимпийские иероглифы». Ни одну премию я не получила. Огорчалась ли всякий раз, оказавшись в числе проигравших? Конечно! Сильно? В случае с «Олимпийскими иероглифами» и «Историческими прогулками» – да. Потому что считала эти проекты сильными и достойными того, чтобы их заметили и отметили. А потом успокоилась, поняв, что премия к качеству текста не всегда (далеко не всегда) имеет отношение. Это может быть обидно, но лучше не обижаться, а идти дальше. В конце концов, работаем мы все же не ради премий.

А ради чего? У каждого своя мотивация. Моя главная – интерес. Я делаю то, что мне интересно. Я счастливый в этом плане человек.

В свое время из интереса родился мой проект «Без «железного занавеса» – об изменениях, которые произошли в бывших социалистических странах после «бархатных» (везде, кроме кровавой в Румынии) революций и падения «железного занавеса». С самого начала я хотела назвать этот проект «Братья по лагерю», имея в виду лагерь социалистический. Но когда пришла с этим названием к коллегам по «СБ» – газете, в которой проработала 21 год, и которая, надо отдать должное ее тогдашнему руководству, всегда поддерживала мои идеи и проекты – они его «зарубили»: «Ты понимаешь, какие ассоциации могут возникнуть?». Конечно. Именно их я и хочу вызвать. И, судя по их реакции, мне это удалось. В Беларуси этот проект и книга вышли под названием «Без «железного занавеса», в России – «Братья по лагерю. Куда ушла Восточная Европа». В России ассоциаций не побоялись. Спасибо за это моему прекрасному и настойчивому литературному агенту Ольге Аминовой и издательству «Феникс».

3 апреля объявили итоги премии «Гипертекст» им.А.Чаковского, которую проводила «Литературная газета». Мои «Братья по лагерю» вошли в короткий список (т.е. финал) этой премии. В отличие от белорусских премий, где не объявляют ни длинных, ни коротких списков, в России это делают. И поэтому я знаю, что в длинном списке в номинации «Проза» было 40 книг, в короткий попали только 17. А вообще заявок было подано 3000, но это для всех номинаций.

Премию «Гипертекст» я не выиграла. Честно говоря, на победу не рассчитывала и была очень рада выйти в финал. Из итогового пресс-релиза узнала, что мою книгу выдвинули на Премию Дельвига 2023 года». Спасибо большое организаторам премии «Гипертекст» за то, что оценили! Такое выдвижение очень приятно, особенно если учесть, что ни в «Литературной газете», ни в оргкомитете премии «Гипертекст» я ни с кем лично не знакома. Вообще ни с кем. (Да-да, это я, конечно, намекаю, что премия – объективна и оценивает именно качество текста).

Если писатель в ответ на вопрос о том, какая книга для него самая дорогая, скажет, что все одинаково дороги, не верьте. Это не так. Все книги дороги – это так, но по-разному. «Братьями по лагерю» я горжусь. Горжусь и думаю, что если бы перед началом этого проекта, который я придумала у мамы на кухне, знала, как трудно будет его осуществить, что на него уйдет пять лет (я планировала справиться за два года), я бы, возможно, и не начала. Это была смелость незнающего, смелость не задумывающегося о трудностях. И, конечно, меня сильно подстегнули слова одного знакомого: «Не думаю, что тебе это по плечу». Я доказала ему, но в первую очередь все же себе: по плечу.

У меня в душе праздник. Спасибо всем, кто меня поддерживал
Является ли премия, полученная писателем или журналистом, знаком качества, подтверждением, что он лучший в своей профессии? Нет. Хотим ли мы, журналисты и писатели, получить премии? Очень!
3 минуты