Найти тему
60,1 тыс подписчиков

«Следователь по прозвищу «Шериф» (Франция):


«Политический детектив стал распространенным жанром западного кино. Однако далеко не всегда он выражает действительный интерес его авторов к политическим и социальным проблемам. Сплошь и рядом политические мотивы привносятся в уголовный сюжет как еще одна острая приправа — наряду с такими традиционными моментами, как убийства, ограбления, погони...

Но есть и исключения. К примеру, фильмы, которые ставит французский режиссер Ив Буассе, известный у нас своими картинами Похищение», «Дюпон Лажуа» и «Следователь по прозвищу «Шериф».

Напомним, что в «Похищении» в основу сюжета была положена нашумевшая в свое время история убийства Бен Барки, прогрессивного деятеля арабского освободительного движения. Подоплека этого, политического «мокрого дела» так и не была до конца раскрыта, подобно тому, как «не удалось» найти подлинных убийц президента Кеннеди, доктора Мартина Лютера Кинга, Альдо Моро, подобно тому, как остались непроясненными многие обстоятельства чудовищной резни в Гайане, стоившей жизни сотням людей...

Однако в фильме «Похищение» режиссер и сценарист, используя свое право на творческий домысел, показали, как нити политических преступлений тянутся в самые высокие сферы. Буржуазное общество и государство есть не что иное, как система организованной преступности, — к этой мысли Ив Буассе возвращается вновь в фильме «Следователь по прозвищу «Шериф».

«Шериф» — так прозвали молодого предприимчивого и несговорчивого следователя Файара. Начальство смотрит на него косо: ведь от него только и жди какой-нибудь «бестактности». Вот. к примеру, взял и упрятал за решетку известного промышленника Камю, одного из столпов французского общества! А у того связи — вплоть до депутатов парламента и министров. Да и дело-то «пустяковое»: какое-то там нарушение правил производственной безопасности, стоившее жизни одному рабочему…

Ив Буассе как режиссер и соавтор сценария (совместно с Клодом Вейо) заинтересован не одним, отдельно взятым преступлением. В его руках детективный сюжет превращается в инструмент социального исследования. Он стремится выявить тайные силы, стоящие за той или иной фигурой уголовного мира. Здесь имеется своя и очень четкая иерархия: мелкие бандиты, пешки в большой игре, которых в случае чего просто сбрасывают с доски за ненадобностью, и фигуры покрупнее.

Одна из них — некая мрачная личность по кличке «Капитан». У Капитана за плечами солидный уголовно-политический стаж — от джунглей Индокитая до алжирской войны и оасовских путчей. За всеми его повадками прочитывается биография карателя, убийцы, пыточных дел мастера. Однако суть здесь не в личных качествах и не в индивидуальной биографии. Перед нами, если можно так выразиться, биография социального зла, порожденного преступной колониальной политикой и глубоко проникшего в общественный организм страны. Это вирус того социального бешенства, которое именуется фашизмом. Кто-то старательно поддерживает и культивирует зародыши болезни, готовой в любой момент перейти в эпидемию.

Казалось бы, назначение тюрьмы — изолировать и обезвредить опасные антисоциальные элементы. Однако для воротил преступного бизнеса это нечто вроде дома отдыха. В камере Симона Прадаля по прозвищу «Доктор» — цветной телевизор, хорошо сервированный стол, вино... Надзиратели стараются заглядывать сюда как можно реже: клиент не любит, когда ему надоедают посещениями. Впрочем, «делами» Доктор руководит и из тюрьмы, а когда необходимо его личное участие в преступной акции, ему организовывают побег.

Невидимые, но прочные нити связывают преступную организацию с полицией. Тот же Капитан запросто приходит в тир, где тренируются блюстители порядка, чтобы поупражняться в стрельбе. (...). (Виктор Божович. Ив Буассе обвиняет… // Советский экран. 1979. № 5. С. 18). Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...484
«Следователь по прозвищу «Шериф» (Франция):  «Политический детектив стал распространенным жанром западного кино.
3 минуты