Найти тему
60 тыс подписчиков

«Черная береза» (СССР, 1977) - любовь и война:


«Авторы «Черной березы» не восстанавливают подробно собы­тия прошедшей войны, полагаясь на зрительскую память…
Через весь фильм проходит образ Андрея Хмары в исполнении Евгения Карельских. Герой поставлен автора­ми в обстоятельства, требующие нравственного выбора. Хмара импуль­сивен, всегда готов к решительным действиям. Вот он повернул назад один из отступавших танков и мол­нией ворвался в занятый оккупантами город. Личная храбрость героя видна и тогда, когда он, превозмогая раны, рвется в бон, чтобы отомстить за расстрелянных людей — врача и ее дочь. Всю жизнь потом он будет чувствовать вину перед теми, кого не смог защитить. И еще через одно нравственное испытание проходит Андрей. В него влюбляется Надя — девушка, спасшая его, подобравшая в горящем Минске и переправившая в партизанский отряд. А он весь жи­вет пробудившимся чувством к ради­стке Тане (Ирина Алферова).
Этот «треугольник» не теряется во множестве разнообразных событий первой и второй серий «Черной березы». Традиционность его была свое образным испытанием и для режиссера и для актеров. Проще дать при­вычное решение ситуации, показав всесильную власть чувства. Труднее найти достаточно тонкие и убедитель­ные мотивы необходимости соедине­ния Андрея и Нади. Труднее потому, что нельзя было никого из них уни­зить. Соблюдая такт, уважение к сво­им героям, авторы все же иногда не­волят их, заставляют поступать вопре­ки заявленному характеру. …
Раскрывая конкретные человече­ские судьбы, осмысливая историю своего народа, авторы «Черной бере­зы» не однажды обращаются к на­шей эмоциональной памяти. Тем са­мым фильм восходит к произведени­ям публицистическим, многоплано­вым. Дыхание фильма сливается с дыханием эпохи. Это несомненная заслуга создателей кинодрамы.
Вме­сте с тем нельзя не заметить, что в «Черной березе» местами ощущается некоторая иллюстративность, сю­жетная фрагментарность, когда вме­сто исследования психологически сложных взаимоотношений героев нам спешат объяснить их, будто опасаясь, что они не будут поняты. …
Но не этими частностями живет картина. Более всего она покоряет эмоцио­нальной правдой времени, когда лю­ди раскрывались, по словам Василя Быкова, «до дна», всей своей человеческой сутью» (Бондарева Е. Ожившая береза // Советский экран. 1978. № 19. С. 2-3).
«Черная береза» (СССР, 1977) -  любовь и война:  «Авторы «Черной березы» не восстанавливают подробно собы­тия прошедшей войны, полагаясь на зрительскую память… Через весь фильм проходит образ Андрея
1 минута