Найти тему
60,4 тыс подписчиков

«Трактир на Пятницкой» (СССР, 1978):


«Прочитав название фильма — «Трактир на Пятницкой», — опытный зритель сразу смекнет, что ему предстоит увидеть детектив из прошлых времен.
И он не ошибется. В фильме воссоздается атмосфера двадцатых годов — «угара нэпа», как было принято говорить тогда. Со всеми его реалиями, хорошо знакомыми нам по литературе, да и по многим фильмам тоже. Вот певица из «бывших» (Лариса Еремина), услаждающая нэпманов жестокими романсами. Вот безнадежно влюбленный в нее бывший штабс-капитан и георгиевский кавалер Гремин (Глеб Стриженов) — так, во всяком случае, рекомендуется он всевозможным подонкам — завсегдатаям трактира. Их окружение — компания закоренелых преступников, сами клички которых говорят за себя: «Хват», «Свисток», «Серый»...   ^
...Как стемнеет, на двух извозчичьих пролетках бандиты во главе с «Серым» (Константин Григорьев) отъезжают от трактира для того, чтобы... Но не станем раскрывать лихих сюжетных ходов этого фильма. Скажем лишь, что «Серый» является пешкой в руках подлинного главаря шайки — очаровательной и вместе с тем преступной хозяйки трактира Ирины (Тамара Семина).
Может быть, не стоило воскрешать на экране в той или иной степени знакомые коллизии?
Такую точку зрения разделить не могу. Уверен, что столь добротно сделанную картину с удовольствием посмотрят самые разные категории зрителей.
 В ней присутствует то, чего порой остро недостает некоторым нашим фильмам. Создатели «Трактира на Пятницкой» думали над тем, как сделать интересным каждый кадр своей ленты. Высокий профессионализм режиссера играет тут немаловажную роль. Действие ленты развивается ритмично и стремительно, не задерживаемое ненужными повторами. Операторы-постановщики Сергей Вронский и Всеволод Симаков также говорят здесь свое решающее слово. Их камера лаконична в портретных характеристиках, в сценах погонь и перестрелок.
 И, наконец, главное. Круг проблем, которые затрагивают кинематографисты в фильме «Трактир на Пятницкой», весьма серьезен и сложен. Становление нового правопорядка, первые, очень трудные шаги рабоче-крестьянской милиции, взаимодействие старых кадров московского уголовного сыска с пришедшими по зову партии вчерашними героями боев с белогвардейщиной — все это нашло убедительное отражение в картине.
Три удачные актерские работы оказываются в русле серьезных авторских поисков. Это прежде всего небольшая, но весьма весомая роль начальника районного отделения милиции Климова, исполненная Геннадием Корольковым. Недавний рубака-кавалерист занят не просто вылавливанием «античеловеков»: разбойников, бандитов, всевозможного жулья — наследия старого, гнилого мира. Он пытается, несмотря на громадную занятость, воспитывать, переубеждать, направлять на путь истинный людей, не до конца искалеченных жестокой воровской моралью блатного мира.
Мы почти ничего не знаем о прошлом Климова. Но оно угадывается за неторопливой и участливой его беседой с Пашкой — «Америкой» (Александр Галибин). В ней ни одной фальшивой ноты. И нет оснований не верить в начало светлого перерождения «виртуоза карманной тяги», перерождения, начавшегося с такой вот задушевной, искренней беседы.
Климов проявляет и необходимую жесткость и суровость в проведении операции проверки, когда надо немедленно выявить предателя в собственных рядах. Но он без колебания готов и повиниться перед тем, кого только что подозревал в возможной измене.
Столь же интересны диаметрально противоположные образы «француза» и «Цыгана», предлагаемые нам Львом Прыгуновым и Николаем Еременко-младшим.
...После нескольких лет разлуки встречаются два однокашника, два выходца из аристократической среды, два бывших офицера царской армии. Воспитание, утонченные манеры не мешают «Цыгану» (Николай Еременко) сразу же легко установить контакт с убийцами и грабителями. Ненависть к новой власти лишает его разума, заставляет в слепой и холодной ярости идти на любое преступление" (...) (Андреев Ф. Конец банды серого // Советский экран. 1978. № 15. С. 2).
Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...7ad
«Трактир на Пятницкой» (СССР, 1978):  «Прочитав название фильма — «Трактир на Пятницкой», — опытный зритель сразу смекнет, что ему предстоит увидеть детектив из прошлых времен. И он не ошибется.
3 минуты