61,1 тыс подписчиков
«Уважаемые люди» (Италия):
«Фильм «Уважаемые люди» итальянского режиссера Луиджи Дзампы начинается банальным сюжетным ходом. В сицилийскую глубинку, в глухой, заброшенный городок, приезжает молоденькая учительница. Ее хорошенькая гордая головка набита самыми благородными намерениями, она жаждет сеять в душах учеников разумное, доброе, вечное, а мы заранее предвидим неизбежное крушение этих иллюзий. Тем более, что нам сразу сообщают, что героиня уже в девяти местах не прижилась, везде не поладила с косным начальством, и, значит, в десятой по счету школе с новой силой вспыхнет все та же драма.
Учительница (ее играет очень одаренная и красивая Дженнифер О'Нейл) станет демонстрировать и взрослым и детям души прекрасные порывы, несмышленые дети ее полюбят, опытные коллеги примут в штыки — все ясно... Не совсем ясно только, как поведет себя молодой учитель.
В роли Микеле мы узнаем голубоглазого Франко Неро, которого не однажды видели — в фильме Элио Петри «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений», в картине Дамиано Дамиани «Следствие закончено, забудьте...». Франко Неро — актер неожиданный, он вполне может сыграть бескомпромиссного, волевого героя, но с тем же успехом — и с тем же холодноватым блеском голубых глаз — сыграет и уклончивого, эластичного приспособленца. Трудно догадаться, какое амплуа предназначил ему на сей раз режиссер. Понятно только, что учительница Элена Барди неминуемо влюбится в Микеле.
Луиджи Дзампа — ветеран итальянского кино, принадлежит к славной когорте неореалистов первого призыва, имя его известно уже добрых три десятилетия. Но неореалистические мотивы не исчерпаны: в «Уважаемых людях» они дают себя знать в душераздирающих картинах чуть ли не пещерной жизни на окраинах городка, там, где — и в тесноте и в обиде — поныне ютится бесправная беднота.
О ранних неореалистических фильмах напоминают и экстатические массовки, которые Дзампа организует с нескрываемым состраданием: оборванные, худые, плачущие женщины осаждают учительницу, гонятся за ней, наивно веруя, будто она способна им помочь.
А новая, почти навязчивая для итальянского кинематографа последнего времени тема сказывается здесь в откровенной, окрашенной ностальгией любви к редкостной — и уже исчезающей — красоте таких вот укромных, затерянных провинциальных уголков, живописных островков прошлого.
Но в старинных кварталах среди музейных вещей течет сегодняшняя жизнь, и Дзампа пристально в нее всматривается. Взгляд у него острый, в фильме нет характерной для коммерческого искусства зализанности, он подкупает своеволием жизненности. Нам только кажется поначалу, что сценарный замысел слишком ясен и наивен.
Однако внезапно фильм сворачивает с проторенного сюжета. Мгновенно исчезает куда-то мотив, поначалу звучавший вполне определенно и внятно...
Перед нами вдруг возникает — в странном безмолвии, в легкой туманной дымке сицилийского утра — поразительная и странная панорама пустынной площади в центре городка. Посреди нее на обыкновенном стуле, картинно закинув ногу на ногу, фатоватый, в добротном костюме, с красным цветком во рту, сидит, как живой, некий молодчик. Но он не живой. Обитатели городка жмутся к домам, поглядывают на него с ужасом, близко не подходят. Все знают: это мертвец, труп. И красный цветок в бледных мертвых губах означает, что молодчик убит в отместку за оскорбление красивой женщины. А именно молоденькой учительницы Элены Барди.
Элена в недоумении — в городке она никого не знает. Да, был такой мерзкий, но, конечно же, проходной, эпизодический, «для местного колорита», персонаж с усиками, который действительно ее оскорбил в автобусе. Но некому за нее мстить! Какая-то абсурдная случайность... (...). (Бачелис Т. Движение к абсурду // Советский экран. 1978. 2: 4). Окончание статьи здесь: dzen.ru/...f6b
3 минуты
8 апреля 2023