45,9 тыс подписчиков
Сегодня рисунок Константина Ротова "Воинственная натура".
Находящийся в настоящее время за границей атаман Богаевский в своей мобилизационном плане обещает выставить к 1923-му году на северном Кавказе казачью армию в 600 тысяч шашек. (Из белых газет).
АТАМАН БОГАЕВСКИЙ (после 6-й бутылки): — Ну, теперь для нападения на Россию у меня все готово: есть шашки, есть пики, есть даже батарея...
Бежавших за границу "белых" в советских зданиях поминать будут еще долго - как мы видим и сегодня, самыми ненавистными врагами всегда становятся бывшие свои. Но именно эта карикатура довольно несправедлива. Поясню - почему.
Африкан Петрович Богаевский принадлежал к старому известному казачьему роду, его отец, Петр Григорьевич Богаевский, был войсковым старшиной. Авторитет в казачьей среде Африкан Богаевский имел изрядный, и после того, как в 1918 году Войсковым атаманом Всевеликого Войска Донского был избран Петр Краснов, объявивший Войско Донское самостоятельным государством, Богаевский становится там главой правительства и занимает пост министра иностранных дел.
Одна беда - убежденная прогерманская позиция Краснова, который фактически встал на содержание к недавним противникам - немцам, шокировала не только вождей Белой армии, но и Антанту. Поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне Краснову все-таки пришлось подать в отставку и уехать в Берлин.
6 февраля 1919 года войсковой круг Донского казачьего войска избрал новым атаманом Войсковым атаманом Всевеликого Войска Донского Африкана Богаевского. Вот он с атаманской булавой.
Потом была должность Председателя Южно-Русского правительства, активное сотрудничество с союзниками из Антанты (на фото ниже - А.П. Богаевский с куратором, представителем Британской миссии на Дону Ангусом Кемпбелом на атаманском пароходе. Лето 1919 года, Дон), поражение в Гражданской войне и эвакуация из Крыма вместе с Врангелем.
В эмиграции атаман Богаевский оставался главой донского казачества, "последним атаманом, избранным на святой земле Тихого Дона". Правда, этот пост у него всегда оспаривал осевший в Берлине Краснов, который постоянно интриговал и всячески "копал" под Африкана Петровича.
Вообще, Богаевскому не позавидуешь - ему постоянно приходилось лавировать между различными силами, пытаясь угодить и тем, и другим и третьим.
Проблема, кроме интриг Краснова, заключалась еще и в том, что казачья верхушка, все эти генералы, оказались большими радикалами и постоянно требовали от атамана вот прямо сейчас договориться с союзниками, посадить казачков на корабли, высадить десант, что непременно спровоцирует всеобщее восстание в Совдепии и завоевать себе Дон обратно.
С одной стороны - Богаевский сам понимал, что время уходит, народ привыкает жить под большевиками и Советская власть с каждым годом становится все прочнее. С другой стороны - Богаевский был неглупым человеком, и понимал, что высадку десанта надо долго и серьезно готовить, иначе донцов в Советской России просто вынесет Красная армия.
Но и идти против казачьих генералов он не мог, как писали историки, "... Богаевский не мог не считаться с мнением генералов Старикова, Шкуро, Улагая, Агеева и других, которые устанавливали связь с повстанцами и планировали высадку десантов на Черноморском побережье. На словах поддерживая эти планы, Богаевский уклонялся от организации и финансирования реальных операций".
Вот над этими его заявлениями "на словах" и глумились "крокодильцы".
Закончилось все плохо - Краснов затерроризировал конкурента и в 1934 году выпустил серию статей, где обвинял А.П. Богаевского в коррупции, растратах и хищениях казны Всевеликого войска Донского. Мол, этот ирод даже атаманскую булаву продал - весом в 13 с половиной фунтов червонного золота.
После выхода этих статей Африкан Богаевский скончался в Париже от сердечного приступа.
Краснов пережил его на 13 лет - этого убежденного поклонника Гитлера, как известно, повесили вместе с соратниками в 47-м.
Но это совсем другая история.
__
3 минуты
3 апреля 2023
252 читали