Найти тему
60,1 тыс подписчиков

«Мы так любили друг друга» (Италия):


«Мне бы хотелось рассказать о наших иллюзиях, планах, разочарованиях. Мы думали, что сумеем изменить мир, но, к сожалению, мир изменил нас». Так говорит Никола, один из персонажей фильма «Мы так любили друг друга». И хотя в этой работе известных итальянских кинематографистов много забавных штрихов, смешных эпизодов, преобладает в ней интонация горького раздумья.
Рассказанная нам с экрана история трех друзей— Антонио, Джанни и Николы — тесно связана с историей Италии первых послевоенных десятилетий. Именно эта связь, выраженная ненавязчиво, но вполне отчетливо, позволяет отнести фильм к категории произведений, имеющих открытую социальную и политическую направленность.
Конструкция фильма, основанная на смене временных и психологических ракурсов, имеет целью столкнуть, сопоставить разные этапы в биографии каждого персонажа, а тем самым и в биографии целого поколения: мажорное начало, связанное с участием в антифашистском Сопротивлении и надеждами первых послевоенных лет, и печальный финал, когда выясняется, что обещания молодости не сбылись. Герои фильма не готовы вступить в пору зрелости, боятся подвести итоги и потому так упорно цепляются за воспоминания молодых лет, за свою распавшуюся дружбу и улетевшую любовь. И ведут они себя как постаревшие юноши, сохраняя некий инфантилизм, несмотря на пробившуюся седину и прорезавшиеся морщины.
Можно ли назвать героев фильма неудачниками?
Негативный результат наиболее ясно прослеживается в биографии Николы (Стефано Сатта Флорес), провинциального учителя, одержимого идеей «завоевать» Рим. Помимо участия в Сопротивлении, он пережил свой «звездный час» в молодости, когда не побоялся бросить вызов сановникам родного городка и в результате лишился места. В дальнейшем, однако, застыв в лозе эгоцентрического протеста, он испытывает своеобразное удовлетворение от собственных неудач, каждая из которых подтверждает его убеждение в том, что итальянское общество окончательно деградировало и разложилось. Он не верит в возможность совместной борьбы против социального зла, и на этой почве у него происходят шумные, доходящие до драки споры с Антонио.
И вот Джанни — великолепный Джанни (Витторио Гассман) — в отличие от своих друзей избрал, хотя и не без колебаний, путь приспособленчества, принеся в жертву материальному успеху и свои идеалы, и дружбу, и любовь очаровательной Лючаны (Стефания Сандрелли). Он становится адвокатом, а вскоре зятем и компаньоном миллионера-подрядчика Катеначчи (Альдо Фабрици), нажившегося путем мошенничества, грабежа и бессовестной эксплуатации рабочих. Свою жену, бывшую для него лишь средством проникнуть в мир большого бизнеса, Джанни не любит и становится хладнокровным свидетелем ее гибели, сначала духовной, а затем и физической. Так, переступив в своем стремлении к богатству через страдания и смерть других людей, он становится достойным наследником старика Катеначчи, но в то же время понимает справедливость его слов о том, что богатство обрекает на одиночество. И недаром в какой-то момент ему приходит в голову, что лучше всего было бы для него умереть давным-давно от фашистской пули.
Ну, а как же Антонио (Нино Манфреди), самый чистый, наименее эгоистичный из троих, внушающий зрителям наибольшую симпатию? Удалось ли ему сохранить верность идеалам молодости? В какой-то степени — да. Но лишь в какой-то степени. Он был и остался сторонником коммунистов, но его политическая ориентация реализуется, увы, преимущественно в словесных тирадах. Он пронес через всю жизнь свою любовь к Лючане, но она досталась ему лишь после того, как ее обманул и оттолкнул Джанни. И хотя Антонио ничуть не преуспел, в жизни (как был, так и остался простым санитаром), неудачником он себя не считает: напротив, приняв Джанни за бедняка, он готов, не помня зла, сделать для него все возможное" (...). (Виктор Божович. О Времена! О нравы!.. // Советский экран. 1977. 15: 5). Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...47c
«Мы так любили друг друга» (Италия):  «Мне бы хотелось рассказать о наших иллюзиях, планах, разочарованиях. Мы думали, что сумеем изменить мир, но, к сожалению, мир изменил нас».
3 минуты