22 подписчика
В Португалии есть документалисты, которые серьёзно исследуют тему низов общества. В первую очередь это Педру Кошта — португальский режиссёр, оператор и сценарист. Его кино минималистично и очень близко к документальному, а герои — маргиналы и иммигранты. И чаще всего это реальные персонажи. Его фильмы — это истории из жизни обитателей трущоб Лиссабона, иммигрантского района Фонтаньяш, который в народе зовётся Эштрела-д-Африка — район, который все гиды без исключения рекомендуют избегать туристам. Сила фильмов Кошты в уважении к реальности. С одной видеокамерой, он, без съёмочной группы, ежедневно, приезжал в Фонтаньяш, где жил и снимал историю в ритме жизни её обитателей. Для персонажей Кошты употребление тяжелых наркотиков — это норма, отсюда и замедленный, тягучий темпоритм его фильмов. Например, у Кошты есть лента про женщину наркоманку живущую в трущобах. Три часа камера Кошты медитативно и скрупулёзно фиксировала жизнь этой женщины. Педру Кошта снимал свои фильмы на 35-миллиметровую камеру фактически один — большая съёмочная группа с аппаратурой просто не поместилась бы на узких улочках Фонтаньяш, мощный свет при съёмках исказил бы пространство, и главное, потерялся бы доверительный контакт с персонажами, который выстраивается годами. Все фильмы Кошты можно считать единым целым, в них содержится огромное количество перекличек как общих мотивов, так и отдельных деталей. Примечательна сама история зарождения идеи его творчества. Педру попал в Фонтаньяш, в трущобный район Лиссабона, только потому что мигранты из Кабо-Верде попросили его передать посылки своим родственникам. Выполняя просьбу кабовердианцев, в Фонтаньяше он и отыскал героев своих будущих фильмов, которые не были актерами, но были людьми со своей историей. Кошта подолгу общался с героями, о которых собирался снимать, жил с ними одной жизнью и только затем родилось кино. Результатом одного из его фильмов стало то, что главная героиня слезла с героина и вышла замуж. Вот именно это, на мой взгляд, и можно считать весомым итогом творчества документалиста, а не фестивальные награды и признание.
Я преклоняюсь перед мастерами, готовыми без остатка впустить в свою жизнь всю ту хтонь, которую они исследуют, но сам, к такому на данном жизненном этапе вряд ли готов. Как однажды заметил Людвиг Витгенштейн: «Один из важнейших талантов — не озадачиваться вопросами, которые тебя не касаются». Я бы немного изменил формулировку — вопросами, в поисках ответа на которые, вы не готовы пойти до конца.
2 минуты
2 апреля 2023