Найти тему

К

Утро началось с чашки густого ароматного кофе с приятным, бархатным послевкусием персика и сливы, переходящим в лёгкий оттенок карамели на фоне мягкой шоколадной горечи. Жаль, что нельзя поделиться этим ощущением онлайн.
***
Пару слов о курсах ФИПИ.
Месяц назад закончились занятия по подготовке экспертов ЕГЭ. Моё личное мнение: репетиторам надо проходить их раз в год обязательно. Стоит 9 000 р. Для меня самой важной оказалась возможность задавать вопросы ведущим, чтобы убедиться в правильности подготовки учеников и корректности фраз в шаблонах 37, 38.1 и 38.2.
***
1. Очень понравилась лекция Трешиной И. В. по электронному письму. Живой человечек, активный, ничего не скрывала, не утаивала, объяснила досконально. Проблему с формулировкой вопросов обсудили, хотя она доведена до абсурда. Иногда даже до смешного доходило (дядя Кельвин через пару недель к нам приезжает в гости. Задайте вопросы о дяде Кельвине). Про «дядю этого Кельвина» приняли вопросы о его росте, профессии и возрасте, но не приняли о том, почему ты так рад его приезду, что вы собираетесь делать вместе, когда он был у вас в последний раз. То есть, с одной стороны ФИПИ ратуют за развитие "языковых и смысловых коммуникаций", а с другой, их требования в этой части полны непонятного формализма и даже абсурда, противоречащего реальной практике общения.
***
2. Вербицкая М. В. оставила странное впечатление, иногда казалось, что она уже просто устала повторять одно и то же в тысячный раз, но в профессиональном плане, конечно, претензий нет. Довольно бодро и быстро реагировала на все вопросы.
Подтвердила мои опасения, что на текущем варианте эссе их эксперименты не закончатся. В Аспекте 2 «интерес» ученика не будет ограничиваться фразой «Interestingly» или «Surprisingly». В будущем планируется добавить требования по «более полному описанию своего мнения». Вопрос о том, как это будет соотноситься с ограничением по количеству слов, как-то «замылился». Мы его так и не добили. Сейчас уже с самым «эргономичным» и «аскетично суровым» раскрытием темы у моих учеников получается 265-270 слов.
Второй вопрос тоже подтвердили: в заданиях для Аспектов 4 и 5 могут быть самые разные формулировки. Они не обязательно должны повторять тему эссе. Более того, проблемы могут включать один из элементов таблицы/диаграммы.
Например:
«how people stay healthy in Zetland»
Проблемы:
with staying healthy (уже вряд ли будет)
with having a balanced diet (элемент из таблицы)
with doing sports (элемент из таблицы)
with choosing the proper way to stay healthy
with taking care of your health
with keeping fit/staying in shape
if you do not take care of your health/people… their…
Мнение:
То же самое, только может быть «расширение» до teenagers, people, you.
the importance of staying healthy for teenagers nowadays
the importance of staying healthy for you in particular
the importance of staying healthy for everyone

То есть, переход с общей темы сочинения, когда говорится только о подростках или людях вообще, на твою личную проблему и важность для тебя/людей/подростков немного усложняют процесс написания эссе с точки зрения внимания и концентрации на таких «мелких уточнениях».
***
3. Задавали вопрос о возможном «расширении» проблем и мнений. Вербицкая М. В. ответила, что пока над этим вопросом думают. Значит, будет. Приблизительно в таком ключе:
the importance of having a balanced diet for people living unhealthy lifestyle
the importance of taking care of health for people living sedentary lifestyle
the importance of taking care of health for teenagers doing sports
the importance of having a balanced diet for the sick

Я так понял, что они хотят усиливать акцент на спонтанности, на отвлечении ученика от шаблона изложения темы, чтобы он пытался рассуждать и "философствовать". Уже сейчас видно явное противоречие между «шаблонным» Аспектами 1, 2, 3 и «полушаблонными» Аспектами 4, 5. Боюсь, что такие эксперименты только усилят его.
***
4. Был вопрос о форме заданий 38.2. В будущем возможно появление столбчатых диаграмм. В 2023 году их точно не будет. Но я пока решил оставить пять вариантов в сборнике. На
К Утро началось с чашки густого ароматного кофе с приятным, бархатным послевкусием персика и сливы, переходящим в лёгкий оттенок карамели на фоне мягкой шоколадной горечи.
3 минуты