Найти в Дзене
65,1 тыс подписчиков

В этот день 304 года назад (2 апреля 1719 г.) в России стартовал один из крупнейших проектов XVIII в. — строительство Ладожского канала.


Письмо от г. де-Кампредона (чиновник департамента иностранных дел — прим.) к королю Франции из Петербурга от 16 апреля 1723 г. // Сборник Императорского Русского исторического общества. — СПб., 1885. — Т. 49. — С. 328:
«Известно, что плавание по Ладожскому озеру чрезвычайно опасно, так как в нем много подводных камней, о которые ежегодно разбивается множество судов, идущих из Новгорода со съестными припасами в Петербург, в бесплодных окрестностях коего не производится никакого хлеба, нужного для продовольствия жителей. Для устранения этого неудобства Царь уж много лет строит канал, прорытие коего весьма трудно, так как на его пути встречается семь больших рек. Недавно послан им на место работ генерал-лейтенант Миних, саксонец, искусный инженер, которому поручено изыскать средство докончить это великое сооружение».

Миних внес серьезные коррективы в чертежи. В частности, канал изначально предполагался без шлюзов, однако инженер включил последние в пересмотренный проект, что потребовало куда больших вложений. Завершили кампанию лишь в начале 1730-х. Но менее чем через столетие водный путь обмелел и стал почти непригоден для судоходства.

Е. И. Стабровский. Краткое описание Ладожского канала (рукописный текст). — около 1860 г. — С. 1-3, 5-7:
«Важнейшим искусственным водяным путем в Империи есть без сомнения Ладожский канал, устроенный между устьем реки Волхова и истоком реки Невы для обхода бурного Ладожского озера... Построение Ладожского канала было начато Императором Петром Великим в 1719 году. Работы были окончены и судоходство открыто в 1731 году в царствование Императрицы Анны Иоанновны. Вся длина канала 104 версты; ширина его первоначальная от 8 до 10 саж. по дну, средняя глубина, какая удерживается в канале, доходит до 5,8 футов... По каналу ежегодно идет к С. Петербургу с трех судоходных систем до 18000 судов и до 12000 плотов. По направлению от С. Петербурга, а именно от Шлиссельбурга к Ладоге, Ладожским каналом проходит ежегодно до 3700 судов... Расход воды в канале с каждым почти годом увеличивается, а между тем резервуары с каждым годом уменьшаются. Постоянно увеличивающийся недостаток этот Ладожского канала обратил особенное внимание Главного начальника Путей сообщения, которым и сделаны распоряжения произвести изыскания и составить проект на устроение нового обводного открытого Ладожского канала. В настоящее время изыскания эти производятся».

Новый канал прошел параллельно старому — проект реализовали в 1861-1866 гг. Но и тот с развитием железнодорожного транспорта быстро утратил свое значение. Сегодня он используется для движения судов малого и среднего водоизмещения.

© Изображения №1-8 – public domain: №1 – Карта канала, 1740-е гг., № 2 – Генеральный топографический план канала, 1860 г., №3 – План шлюза в г. Шлиссельбург, 1860 г., №4 – Фасады шлюза в г. Шлиссельбург, 1860 г., №5 – Чертеж шлюза в г. Новая Ладога, 1860 г., №6 – Топографический план действовавшего и планировавшегося в тот момент канала, 1860 г., №7 – Сплав леса по старому каналу, 1909 г., №8 – Заросший Староладожский канал, 2007 г., №9 – Новоладожский канал, 2007 г.; №10 – Denis Zhilin / CC BY-SA 3.0 (Деревянные ворота шлюза Староладожского канала в Новой Ладоге)
2 минуты
832 читали