Найти тему
17,1 тыс подписчиков

[History]

В истории каждого флота были моменты, когда поддержка или критика общественного мнения играли не просто большую, а огромную роль. Так например, было в русском императорском флоте после трагедии Цусимы и поражения в Русско-японской войне, так было в советское время, в 30-е годы, когда флоту Советской России требовались и ресурсы, и люди, так было и позже.
Часть этой поддержки традиционно приходилась на средства массовой информации (особенно в "докомпьютерную эру"), на так называемую пропаганду, которую некоторые по какой-то причине (может в меру своей низкой образованности и ангажированности) считают исключительно "достоянием" современной России.
Хотелось бы вернуться лет на 100 назад и перейти некоторые границы. Но не для того, чтобы что -то доказать, а просто проинформировать.

Например, 130 лет назад, в начале 1890-х годов в Германии, решая задачи строительства большого флота, Верховное командование флота считало работу с германскими издательствами очень важным и разработало ДЕТАЛЬНЫЕ планы сотрудничества с прессой (закрепленные в "Распор.Верх.командования флотом от 10.02.1894 г.).
В этом документе подчеркивалось, что появляющиеся в прессе публикации должны быть нацелены на поддержание интереса к флоту и понимание его значения как в военное, так и мирное время, а принимать участие в такой работе должны все референты Верховного командования. Более того, предписывался вид таких публикаций и содержание.
Так на первом этапе предпочтение отдавалось коротким заметкам либо объемным статьям, которые должны были сопровождаться наукообраными комментариями для широкого круга германских читателей. Очень приветствовалась личная инициатива сотрудников.
Интересно, что в публикациях должна была также освещаться деятельность Имперского Военно-морского ведомства и МИДа, а вот упоминать про отношения Морского ведомства и Рейхстага (где были трения) не рекомендовалось.

Любопытно выстраивались отношения с иностранными СМИ. Рекомендовалось проводить флотскую пропаганду без привлечения внимания иностранных журналистов (чтобы не возбуждать любопытство противника), избегать публикаций, которые бы привлекли внимание иностранцев к военному образованию, стратегии и тактике флота, проявлять сдержанность при обсуждении зарубежных флотов (чтобы не обнаружить свой интерес к этому вопросу)!
Грамотно!
Но наверное во всем остальном была "свобода слова"? Ага,)), правда се поступающие в прессу материалы о флоте должны были одобряться или рейхсканцлером фон Каприви или начальником Морского штаба контр-адмиралом Тирпицем.
Определялся выбор газеты, где планировались публикации, вся переписка с издательствами велась от имени референтов, но не Верховного командования флота. Как видим Верховное командование всерьез озаботилось тем, чтобы наладить работу с прессой в интересах флота.
Кроме готовых материалов для газет заказывались статьи известным обществу персонам, общественным деятелям. Эти статьи направлялись в ту или иную газету, причем под видом материалов, якобы не являющихся официальным выражением конкретной позиции или мнения руководства флота.

Причем все перечисленное было только началом плановой и системной работы по защите интересов флота и пропаганде его развития и усиления. В дальнейшем работа только оттачивалась и становилась более тонкой и системной, без проявления вредной излишней эмоциональности, напористости и "шапкозакидательства".
К чему это привело - всем известно
Германия создала свой Флот открытого моря.

Как видим, пропаганда очень действенный и распространенный инструмент при достижении цели.

ф.1 - броненосец "Вейссенбург" (тип "Бранденбург")
ф.2- генерал от инфантерии Л. фон Каприви
ф.3- контр-адмирал А.Тирпиц
3 минуты
920 читали