254 подписчика
Особенности стимминга у детей с РАС
Самостимуляция у особенных детей может быть тактильной, обонятельной, зрительной, слуховой, вестибулярной и даже вкусовой. Самыми распространенными стимами, пожалуй, являются раскачивание, кружение на месте, тряска кистями рук, жевание несъедобных предметов, выстраивание предметов в ряд, крики, визги, повторение одних и тех же фраз, частое моргание, игры со слюной, разрывание бумаги на мелкие кусочки и т.п.
Такое поведение раздражает не только родителей и членов семьи, но и может вызвать негативное отношение к ребенку, если он стимится в общественных местах.
Большинство родителей мечтают полностью избавиться от такой «способности» ребенка, но тут нужно понимать, что самостимуляция всегда выполняет какую-то роль:
- Снять стресс.
- Получить обратную связь. Так особенные дети могут ощущать себя и собственное взаимодействие с окружающим миром.
- Получить удовольствие. На аутостимулирующее поведение нервная система откликается, обеспечивая выброс бета-эндорфинов - «гормонов счастья». Бета-эндорфины в свою очередь способны снижать боль и уровень стресса. Получается, что аутостимуляция обеспечивает внутреннее удовольствие в определенной форме.
Таким образом, стимминг часто является необходимостью по высвобождению накопившихся деструктивных ощущений и эмоций. И если вы лишите ребенка такой возможности, он поневоле будет искать ей замену. А вдруг эта замена окажется куда хуже повторяющегося поведения?
Поэтому избавляться полностью от самостимуляций не нужно. Нужно определить функцию стимминга и научить ребенка более уместному способу успокоиться или стимулировать нервную систему. При этом сводя к минимуму ситуации, которые вызывают у ребенка желание стимиться.
Источник: vk.com/...463
1 минута
9 апреля 2023