Найти в Дзене
18,2 тыс подписчиков

[Ships]

Не знаю как для кого, но лично для меня 31 марта - трагичный день. В этот день в 1904 году под Порт-Артуром погиб броненосец "Петропавловск" вместе с командующим Первой Тихоокеанской эскадрой С.О.Макаровым. Эта трагедия, по моему мнению, предопределила все остальные события на этом ТВД, которые в итоге привели к Цусиме и поражению в русско-японской войне.
Но здесь и сейчас я хотел вспомнить другое событие, которое в некотором роде послужило первопричиной тому, что утром 31 марта "Петропавловск" вышел на рейд.

Буквально за несколько часов до этого погиб эскадренный миноносец "Страшный" (тип "Сокол") в бою с превосходящими силами противника. Мне всегда казалось несправедливым, что подвиг "Стерегущего" стал широко известен, между тем экипаж эсминца "Страшный" вел себя ничуть не хуже.
Вступив в бой с четырьмя японскими эсминцами и двумя крейсерам "Страшный" получил много повреждений и также погиб практически со всем экипажем, не спустив флаг перед противником. Было спасено пятеро матросов.

И память об этом подвиге в русском флоте удалось сохранить. В честь погибших офицеров эсминца "Страшный": командира капитан 2 ранга Константина Константиновича Юрасовского, вахтенного начальника лейтенанта Еремия Александровича Малеева, судового механика младшего инженер-механика Павла Михайловича Дмитриева их именами были названы четыре новых миноносца русского Императорского флота: «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Малеев», «Инженер-механик Дмитриев». В строй вступил и новый эсминец "Страшный".
Но на борту был и погиб со всеми еще один офицер - и.д. минного офицера (штурмана) мичман Акинфиев Андрей Михайлович. Боевой офицер с осени 1902 года служил на эскадренном броненосце "Полтава", с мая 1903 года - на эсминцах "Решительный", "Лейтенант Бураков", а погиб на "Страшном".
Странно, что его имя не было присвоено новому кораблю в тот период.

Тем более странно, что в книге А.Степанова "Порт-Артур" после гибели "Страшного" мичман Андрей Акинфиев остается живым, его спасают подошедшие русские корабли, вместе с четырьмя матросами. Зачем автору понадобился такой сюжетный поворот? Художественный вымысел или я в чем то ошибаюсь?
Но как же так? В городе Лиепая (Латвия) обнаружена могила отца мичмана Акинфиева Андрея Михайловича, тайного советника Акинфиева Михаила Михайловича. На обратной стороне могильного камня надпись: "Въ Память сына его Мичмана Андрея Михайловича АКИНЬЕВА род. 19 Ноября 1883 г. Погибъ у Порт-Артура въ бою на миноносцъ "Страшный" 31 Марта 1904 г." Значит все таки погиб.

Что интересно, из числа четырех офицеров, погибших на "Стерегущем", только в честь двоих были названы эсминцы: "Лейтенант "Сергеев" и "Инженер-механик Анастасов".

Вообще, если я не ошибаюсь, это первый случай в ХХ веке в русском флоте, когда корабли были названы в честь в погибших морских офицеров. До этого таким образом сохранили память о капитане Сакене, лейтенанте Ильине, Казарском.
Эта традиция продолжилась на "новиках", но затем как то пресеклась.
Может стоит продолжать на системной и постоянной основе?

Вечная память!
Слава и вечный покой!

P.S. Да, я помню про сдвиг дат нового/старого стиля. Но как уже ранее говорил события РЯВ для меня идентифицируются датами именно старого стиля, уж простите.
[Ships] Не знаю как для кого, но лично для меня 31 марта - трагичный день.
2 минуты
696 читали