60,1 тыс подписчиков
«Ирония судьбы, или С легким паром!»:
«Эльдар Рязанов вошел в наше кино «Карнавальной ночью», вспомнил о предновогодних чудесах в «Зигзаге удачи», и вот опять Новый год — теперь уже в телевизионном фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Почему в творчество Рязанова вдруг вторгся телефильм? Ну, во-первых, не вдруг: редкий режиссер кино не выходит сегодня на телеэкран.
А во-вторых, в данном конкретном случае Рязановым задумана комедийно-музыкально-психологическая сказка-быль (если бы этот человек, мне думается, не был по натуре Дедом Морозом, ему бы такого не выдумать!).
И здесь возможности телевидения становятся просто-таки дорогим подарком. Телевремя длится столько, сколько тебе нужно. Хочешь — две серии, хочешь — пять, а хочешь (только это — если уж очень хочешь!) — и все двадцать пять...
А телевизионная крупноплановость? Для психологической смазки это как раз то, без чего не обойтись. Ну хорошо, а название у фильма такое многосерийно длинное — это тоже из-за телевизионной специфики?
Оказывается, нет. Двойное название есть результат еще дотелевизнонной щепетильности Э. Брагинского и Э. Рязанова, которые написали сценарий по мотивам своей же пьесы «С легким паром!» и были очень обеспокоены, что человек, который видел спектакль, может раздосадоваться, увидев фильм под названием «Ирония судьбы» и опознав в нем пьесу «С легким паром!». Так его уж сразу и предупредили о театральном происхождении фильма.
Дело, конечно, хозяйское, хотя мне кажется, что в таких оговорках не было надобности. Даже если кто- то и видел спектакль (факт вероятный, так как пьеса шла в 100 театрах страны), он с удовольствием посмотрит и фильм. Однако, поскольку не все зрители наверняка знают пьесу, несколько слов о содержании телефильма.
В Москве, на 3-й улице Строителей, 25, в квартире 12, в типовой квартире типового дома проживает с мамой-пенсионеркой герой фильма Евгений Лукашин. Лет ему 36—37, он врач районной поликлиники, холост. Мы встречаемся с героем в канун Нового года, когда этот достаточно робкий человек решился наконец сделать официальное предложение прелестной девушке Гале, вполне современно-очаровательной «типовой» девушке.
Некоторая путаница, с которой зритель подробнейшим образом ознакомится в фильме, приводит к тому, что за два часа до Нового года Женя Лукашин просыпается в квартире 12 дома 25 по 3-й улице Строителей, но не в Москве, а в Ленинграде.
Ленинградская типовая квартира принадлежит милой женщине Наде Шевелевой, которая проживает здесь с мамой-пенсионеркой. Наде 30 с небольшим лет, она преподает в школе русский язык и литературу и намерена встретить Новый год в обществе жениха, вполне типового, преуспевающего Ипполита.
Нетрудно понять, что неожиданное появление на Надиной тахте никому не ведомого мужчины (и одновременно отсутствие этого мужчины на собственной тахте в Москве, где его ждет невеста) разрушает две свадьбы: Лукашина с Галей и Нади с Ипполитом.
Вместо этих двух запланированных бракосочетаний случается нечто совершенно незапланированное — встреча Евгения Лукашина и Нади, «созданных друг для друга», как говорили в старых романах...
Вся эта новогодняя кутерьма знакомит нас с трогательной и драматической повестью об одиночестве милых и добрых людей, повестью о том, как просто в нашей типовой жизни складываются типовые мысли и типовые поступки и как необходимо для человеческого счастья и самоуважения сохранить в себе незаражаемость привычными житейскими стандартами.
Так что же, опять новогодняя история, действительно продолжающая «Карнавальную ночь» н «Зигзаг удачи»?
Нет, «Ирония судьбы» лишь формально связана с этими фильмами, просто дело происходит в канун Нового года. (Думаю, что Рязанов напрасно не сознается, что неравнодушен к новогодней атмосфере, приносящей с собой предчувствие чудесных перемен, счастливых случайностей, детскую готовность к неожиданному, удивительному..)
(...). (Инна Левшина. Новогодняя сказка Эльдара Рязанова // Советский экран. 1975. № 24. С. 10). Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...2a8
3 минуты
31 марта 2023
107 читали