61 тыс подписчиков
Фильм «Оставьте нас одних»: «Улучшить воспитание молодого поколения, или надо оставить молодых в покое»?
Оставьте нас одних / La' os være. Дания, 1975. Режиссеры: Эрнст Йохансен, Лассе Нилсен. Сценаристы: Карстен Нилсен, Лассе Нилсен. Актеры: Мартин Хёймарк, Оле Мейер и др.
«Датские режиссеры Лассе Нильсен и Эрнст Йохансен очень спорно, очень талантливо и очень жестко спроецировали широкие морально-нравственные проблемы, стоящие перед современным датским обществом, на небольшую детскую коммуну десяти—пятнадцатилетних подростков, которые волей собственного каприза и ценой преступления — ограбления продовольственной лавки — отправляются на пустынный остров, чтобы пожить самостоятельно, без надоевших подсказок взрослых.
Пятнадцать характеров, созданных с огромной достоверностью, стали поучительными не только для самих подростков (по сообщениям датской прессы, фильм имел поразительный успех: за короткое время его просмотрели практически все юные жители Дании в возрасте до семнадцати лет и спорили, как ни о каком другом фильме), но и для взрослых, которые смогли чуточку по-иному взглянуть на себя, на свое окружение, глубже и рассудительнее про-анализировать свое отношение к молодым. Фильм столь многопланов и многозначен, что спорное восприятие его естественно. Трудно объяснить с абсолютной точностью — это не взялись сделать сами авторы на пресс-конференции — даже смысл названия ленты «Оставьте их одних».
Следует ли улучшить воспитание молодого поколения или надо оставить молодых в покое, предложив им самим во всем разобраться? Видный западный философ Джон Тойби как-то сказал: «Мы оставляем молодым решать все наши проблемы, в том числе и проблему молодежи». Правильно ли это?..
Название фильма читается и как предупреждение: «Оставьте их одних, и вы увидите, что из этого получится». Между тем ответ почти однозначен: ничего хорошего из такой самостоятельности подростков не получится.
Три смерти венчают все страхи, охватывающие маленькую коммуну: погибает мальчишка, пытавшийся вплавь догнать угнанную ветром лодку, покончил с собой другой, не выдержав издевательств озверевшей, отколовшейся от всей группы наиболее сильной четверки ребят, и, наконец, Мартин, мстя за друга, убивает камнем третьего. Надо признаться, что для детской ленты, имея в виду и аудиторию, к которой она обращена, и актерский состав, все выглядит очень жестоко, несмотря на ряд тонких, подлинно поэтичных сцен. Этим фильм оттолкнул.
У трезво мыслящей части западной интеллигенции вообще растет отрицательное отношение к культу насилия и секса, заполонивших экраны всех форматов. Неприятие этой стороны фильма «Оставьте их одних» оказалось столь сильным, что заглушило главный вывод: дети прекрасны в своей основе, а мы, взрослые, портим их, толкая в жизнь, созданную по нашему разумению.
Создатели фильма признались, что сценарий, не только предварительный, но и окончательный, по которому велись съемки, совсем не имел диалогов, представляя собой, по существу, подробный реестр эпизодов. Подросткам, отнюдь не профессиональным актерам, давалось общее задание в том или ином эпизоде с полным правом текстовой импровизации.
И они рассуждали перед камерой совершенно открыто о том, что думали, и, главное, показывали, как думали.
Может быть, именно этот прием сделал фильм столь впечатляюще достоверным, столь раняще призывным: не оставлять одних! Не оставлять одних — и не только подростков, но и взрослых. Собравшись вместе, сблизившись духовно, люди легче решают сложные проблемы, а через их преодоление совершенствуются сами, ограждая себя от новых проблем. Пусть это удается не всегда» (Голубев А. Не оставлять одних // Советский экран. 1975. № 18. С. 19).
3 минуты
14 апреля 2023