Найти тему
60 тыс подписчиков

«Семейный портрет в интерьере» (Италия):


«Фильм Висконти называется «Семейный портрет в интерьере». Рим. Пожилой мужчина, которого Висконти называет не иначе, как профессор (Б. Ланкастер), под присмотром горничной живет в одиночестве, на которое он давно и сознательно себя обрек. Стены его квартиры в старинном дворце, расположенном в историческом центре Вечного города, увешаны картинами английских художников XVII века, представляющими семейные портреты знати того времени. Коллекция английской живописи — его единственная страсть, изображенные на них персонажи — его семья. Вдовец, он никогда не помышлял о том, чтобы сблизиться с кем-то из живых людей.

Но вот однажды в его уединение врывается шумная компания — богатая женщина Бианка Брумонти (Сильвана Мангано), ее любовник Конрад (Хельмут Бергер), ее дочь Лиетта и жених дочери. Они буквально принуждают профессора сдать принадлежащую ему пустующую квартиру на верхнем этаже.

Его худшие опасения очень скоро подтверждаются. Едва пришельцы обосновываются над его головой, как профессор оказывается втянутым в их ссоры, их грязные взаимоотношения, которые выводят его из состояния привычного душевного равновесия. Он приходит в ярость или по крайней мере хочет проявить свой гнев, но Лиетта или Конрад неизменно находят извинения, которые его не столько обезоруживают, сколько обескураживают логикой не известного ему поколения.

Эти люди, поведение которых его шокирует и которые олицетворяют все, что либеральный интеллигент со старыми взглядами должен презирать, неожиданно открывают для него двери, ведущие в мир, от которого он тщательно себя изолировал.

Еще боясь признаться себе в этом, профессор начинает сознавать бессмысленность собственной жизни, эгоизм благополучного существования в «башне из слоновой кости». Постепенно он открывает для себя если не положительные стороны, то, как ему кажется, человеческие слабости, человеческую беззащитность, скрытые за агрессивной внешностью пришельцев. И от соприкосновения пусть с худшими сторонами, но все-таки живой жизни его старое сердце начинает биться учащеннее. Он готов даже сделать этих людей членами своей семьи, лишь бы не быть одному.

Фильм Висконти вызвал в Италии многочисленные и разноречивые отклики — от восторженных до резко осуждающих. Но, очевидно, крайние оценки к нему плохо применимы.

Блестяще снятый и сыгранный, этот фильм, конечно, не назовешь оптимистичным. Но вспомним слова самого Висконти, говорившего, что его «всегда интересовало изучение больного общества». Ограничив действие рамками подобного «интерьера», режиссер не ставил перед собой иной цели, как показать вырождение буржуазного общества, распад буржуазной семьи. «Именно потому, что буржуазии нечего больше сказать, она прибегает к фашизму», — подчеркивает Висконти.

Что касается профессора, то автор, бывший участник движения Сопротивления, отнюдь не выдает его за положительного героя. Он его осуждает. И разве не олицетворяет этот образ той части либеральной интеллигенции старого склада, которая, не находя в себе сил бороться со злом, стать на сторону прогресса, спокойно ждет собственного конца?» (Николай Прожогин. Итальянская панорама // Советский экран. 1975. № 13. С. 15).
«Семейный портрет в интерьере» (Италия):  «Фильм Висконти называется «Семейный портрет в интерьере». Рим. Пожилой мужчина, которого Висконти называет не иначе, как профессор (Б.
2 минуты
119 читали