Найти тему
18 подписчиков

​​Обещала подробнее остановиться на камнях, так вот, сдержу слово. Итак, занимательная мифология, или камень всему голова.


Камень в японской мифологии занимает главенствующие позиции. Камни в различных контекстах могут порождать или убивать, защищать и карать.
В первых японских письменных источниках «Кодзики» и «Нихон сёки», в которых собрано множество мифов о сотворении до первых веков японского государства, существует миф о паре божеств Идзанаги и Идзанами, которые опустили Небесное Яшмовое копье в синий океан, а капли, являющиеся ни больше, ни меньше метафоричной спермой Идзанаги, что стекали с острия, застыли, таким образом появился каменный остров Оногоро-сима. И уже на этом острове два божества заключили брак и начали «порождать земли страны». В иероглифической записи названия Оногоро присутствуют иероглифы со значениями «камень», но точной этимологизации первооснова не поддается. Камень в вышеизложенном случае символизирует основание, фундамент.
После смерти Идзанами переходит в Страну мрака (Ёми-но куни), такое себе царство мертвых, где тело ее разлагается со всеми вытекающими. Тоскующий по жене Идзанаги, подобно Орфею за своей Эвридикой, спускается в Страну мрака, только вот в отличие от древнегреческой лирической версии мифа, у японцев почти хоррор - жена Идзанами, как я упоминала выше, разложилась и являла собой ужасающее зрелище. Разозлившись на мужа, за то, что он видит ее такой, который ко всему прочему еще и брезгливо сбегает, Идзанами посылает за ним стахолюдину женщину-демоницу Ёмицусикомэ. Спасает Идзанаги камень, которым он заслоняет вход/выход из Ёми-но куни. Вот вам и остросюжетная история, из которой можно смело сделать вывод, что умерших нужно отпускать и позволить им спокойно разлагаться (немного чернинки в эфире).
Короче, в мифах камни повсюду и как мы видим несут сюжетообразующую функцию.
Но на этом страсти не заканчиваются как оно обычно и бывает у богов. В процессе ритуального очищения после бегства из Страны Мрака Идзанаги порождает из левого глаза богов солнца, из правого - луны, и , о как символично - из носа богов ветра. Божество ветра Сусаноо своими, видимо, очень крепкими зубами, разжевывает 500 магатама (нефрит) и выплевывает кашицу, из которой рождаются его младшие боги. Тем временем, богиня солнца Аматэрасу никак не может договориться с лунным братом, забирает себе новорожденных, а когда брат ей окончательно поднадоел, рассерженная Аматэрасу удаляется в небесную пещеру, закрыв вход каменной дверью «ивато». Хочется отметить, что на каждом таком знаковом в мифологии месте японцы возводили синтоисткие храмы, которые популярны до сих пор.

Но камушки не всегда были спасителями, прародителями и благодетелями. Так, допустим, отвергнутая девушка Иванага-химэ (Долговечная скала), которой небесный потомок богини Аматэрасу Ниниги-но микото предпочёл ее младшую сестру со звучным именем Ко-но Хана-но Сакуя-химэ (Древесных Цветов Распустившийся Бутоны), (еще и обозвал уродиной, на минуточку), из-за стыда прокляла их потомство:
«Если б Небесный потомок меня б не избегал и приблизил, то рожденное им потомство жило б долго, подобно скалам. Теперь же, когда он так не содеял и призвал только одну младшую, пусть от нее потомство рожденное будет скоротечно меняться, опадая, подобно древесным цветам».

Да уж, жестоко, но очень красиво. Видимо, отсюда у японцев произрастает любовь ко всему быстротечному, эфемерному, конечному - допустим, как лепестки сакуры, и почтенно-опасливое поклонение скалам и камням.

На фото каменные божества исигами в храме Мацуо-тайся в Киото (松尾大社) (ав.фото Cathy Cawood)
​​Обещала подробнее остановиться на камнях, так вот, сдержу слово. Итак, занимательная мифология, или камень всему голова.  Камень в японской мифологии занимает главенствующие позиции.
2 минуты