60,5 тыс подписчиков
«Венсан, Франсуа, Поль и другие» (Франция)
Фильм Клода Соте «Венсан, Франсуа, Поль и другие». «Спокойно, без потрясений протекает действие этой картины. Три немолодых уже человека по воскресеньям собираются в загородном доме у Поля, такие семейные воскресенья — привычка и душевная необходимость, потому что этих троих не связывают общие дела, только старая дружба, которая дает им силу противостоять житейским неудачам (тема, сразу скажем, нечасто встречающаяся в сегодняшнем западном кино).
Вроде бы и неудачниками их не назовешь, а все же какая-то неустроенность поселилась в каждом из героев. Механическую мастерскую Венсана съедают кредиторы, он мечется в поисках денег. Молодая любовница покидает его, устав от его вечной озабоченности, и это для Венсана не трагедия, но неприятность человека, осознающего свое старение. Беда же началась раньше, в тот день, когда Венсана оставила жена. Кажется, все неудачи посыпались после ухода Катрин (Стефан Одран), сознается он друзьям. Катрин навсегда остается и его любовью, и его другом, и его надеждой. Они они знают друг о друге, они могут говорить, как о живом, о герое книги Поля (Серж Реджиани), той книги, что никак не удается закончить, и потому он мучается, засыпает по ночам над машинкой, отстукивая статью для журнала и все не решаясь продолжать писать свой роман.
Клод Соте одним штрихом вводит здесь важный момент, занимающий сейчас умы деятелей искусства Франции: как показывать в литературе и кино Сопротивление — этим проверяется позиция мастеров культуры. Герой романа Поля брошен им в тот момент, когда он целится в спины двух наемников. «Прошло 30 лет после войны, а он все не знает, стрелять или нет»,— со злым юмором говорит Франсуа (Мишель Пикколи). И Поль, милый, добрый Поль, твердо исповедующий законы порядочности в жизни, предстает таким растерянным и беспомощным перед белым листом бумаги и оттого несчастным.
Франсуа, может быть, преуспел больше других, но забота о расширении клиники, прочном достатке сделала его жестким. «Ты машина, вырабатывающая деньги», — бросает ему жена, красавица Люси (Мари Дюбуа), сначала откровенно идущая на легкие связи, чтобы «чувствовать живых людей, а не машину», а потом незаметно для себя полюбившая их четвертого друга — Жака.
У Франсуа есть роскошная клиника, есть солидная клиентура, только нет теперь светлоглазой Люси, нет рядом детей. А друзья, друзья всегда с ним, как единственная непреходящая ценность в жизни. И каждый из троих благодарен, что есть у них эта дружба, островок тепла среди сложностей бытия.
Клод Соте всем течением своего фильма заставляет нас вспомнить чеховское: «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни. Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» (Долматовская Г. Сложно и просто как в жизни // Советский экран. 1975. № 8. С. 18).
2 минуты
15 апреля 2023