Найти тему
60,1 тыс подписчиков

«Жена Жана» (Франция):


«Французская критика упрекала свой кинематограф за то, что он нечасто может вырваться из «двух порочных треугольников» («муж, жена, любовник» или «постель, стол, «ягуар»), чтобы подойти наконец к проблемам действительно достойного внимания треугольника — «метро, работа, отдых».
По-новому решает неновую тему брошенной женщины режиссер Яник Беллон в ленте «Жена Жана». Фильм предельно прост по конструкции, в нем ясно выражена авторская задача — становление личности, обретение своего «я».
После шестнадцати лет супружеской жизни Жан (актер Клод Риш) решил оставить Надин: у него любовь. Нет, ему не в чем упрекнуть жену, во всем виновато время, только время. Ситуация банальна, и подробности не интересуют режиссера, внимание сосредоточено на женщине, буквально бьющейся головой о стену. Она так привыкла быть «женой», что не может ни есть, ни спать, ни работать — свет сумрачен и безнадежен, как этот умирающий день ранней осени. Жена Жака не одинока, у нее есть сын. длинноволосый мальчишка с ломающимся голосом и желтыми от сигарет пальцами.
Режиссер рисует отчаяние Надин короткими, яркими маяками. Толкотня рождественского базара, где Надин одна покупает елку, игрушки, и по-прежнему на руке ее обручальное кольцо, с которым она не хочет расставаться, но сын мягко и решительно стаскивает его с пальца матери. Она устраивается на работу не очень-то интересную: обмеряет жилплощадь нуждающихся а новой квартире.
Сын, или старший, «воспитывает» мать, заставляя вспомнить, чему ее учили в институте до того, как стала она только женой Жана.
Случайное знакомство с Давидом — строителем плотин — понемногу раскрепощает скованную Надин. С ней впервые за много лет говорят как с человеком, который интересен сам по себе, и однажды мы видим Надин, помолодевшую, с короткой прической — ничего, что заметна седина, — по дороге в обсерваторию. Она хочет возобновить занятия по астрофизике, прерванные много лет назад.
Наконец Надин слышит когда-то столь желанную фразу Жана: «Знаешь, я раздумал разводиться, ты очень нужна мне». Но смотрит на него так спокойно, с достоинством, будто она даже не испытывает удовольствия от своей победы. «Я изменилась,— говорит новая Надин, — ты не сердись, Жан, я стала другой, вот и все...»
Фильм Яник Беллон сделан скромно, без эффектных сцен; в нем чувствуется рука режиссера-документалиста, но он производит большее впечатление, чем иные кинематографические изыски. И по контрасту, может быть, особенно пошлым и мелким показался мне претенциозный пассаж Серджио Гобби на тему пресловутого треугольника — «Соперница» (Долматовская Г. Сложно и просто как в жизни // Советский экран. 1975. № 8. С. 19). Полный текст здесь: dzen.ru/...d2d
«Жена Жана» (Франция):  «Французская критика упрекала свой кинематограф за то, что он нечасто может вырваться из «двух порочных треугольников» («муж, жена, любовник» или «постель, стол, «ягуар»),...
2 минуты