59,5 тыс подписчиков
"Свой среди чужих, чужой среди своих" (СССР, 1974): спор о фильме:
Свой среди чужих, чужой среди своих. СССР, 1974. Режиссер Никита Михалков. Сценаристы Эдуард Володарский, Никита Михалков (по собственной повести «Красное золото»). Актеры: Юрий Богатырёв, Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Николай Пастухов, Александр Кайдановский, Никита Михалков, Николай Засухин, Александр Калягин, Константин Райкин и др. 23,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Никита Михалков поставил 17 полнометражных игровых фильмов, из которых только один – «Свой среди чужих, чужой среди своих» – вошел в тысячу самых популярных советских кинолент.
Так этот фильм обсуждали кинокритики на страницах «Советского экрана»:
Н. ЗАРХИ. …Для Никиты Михалкова сильный герой — это единственное спасение от обстоятельств, чью суровую неизбежность в революционное время он, естественно, не подвергает сомнению. Вы скажете, что у Михалкова тоже нет драмы времени — так, шутовство, вестерн с большим набором заимствований. Ну и что? Хорошие образцы лучше, чем неумелая стряпня из собственных плохих продуктов. К тому же Михалков делает это откровенно, весело, озорно...
А. СВОБОДИН. Тут я с вами согласен, и в самом деле — откровенно, весело, озорно. В начале моя зрительская память, точно арифмометр, начала отсчитывать цитаты. Это из Бергмана, это из Кубрика, это из «Диллинджера», фильма о знаменитом американском бандите 30-х годов, это воспоминание (воспоминание!) о Феллини, Эти типажи из Бертоллучи... Сам Никита Михалков — актер, сначала заставляет своего героя грассировать, потом забывает об этом... Но в конце концов я понял, что это прием, что такая раскованность — принцип не только зрелища, но и мышления. Что лабиринт сюжета, кроссворд фабулы — это так задумано, чтобы мы сами вышелушили из этого детективно-интеллектуального гибрида тему верности, мужества.
От фильма хмелеешь, но, протрезвев, спрашиваешь себя: что это? О чем? Фильм — производное от мира искусства, озорство и веселье его заразительны.
Но вот что режиссер думает о жизни?.. Я бы подождал с ответом...
Н. ЗАРХИ. Герой фильма, подозреваемый в преступлении, не ждет безвольно, чем кончится его дело, он не жертва, не несчастный, которого надо жалеть. Он сильный человек, способный на поступок, который, единственный, может сиять с него все подозрения.
Л. АННИНСКИЙ. Значит, достаточно быть сильной личностью, чтобы изменить объективные обстоятельства. Не любишь — полюбишь. Преследуете — устанете, я бегу быстрее. Не надо долго заниматься анализом «обстоятельств», а надо дать волю сильной личности, которой никакие обстоятельства не страшны: она их «пересилит». Да здравствуют супермены!
Н. ЗАРХИ. Это не новомодная тенденция в защиту суперменства. Это тоска по тем годам, когда были большие возможности для поступка, который дает человеку максимальную возможность для самовыражения, самоутверждения...
А. СВОБОДИН. Я не заметил у Михалкова той тоски, о которой говорила Зархи. Но сам Михалков, безусловно, совершил поступок, сделав этот раскованный почти до шутейного зрелища фильм.
К. РУДНИЦКИЙ. Салтыков-Щедрин говорил, сколь гениален может быть русский человек, если ему не грозит за это телесное наказание...
А. СВОБОДИН. Ну, наказывать Михалкова рано. К тому же он не скрывает правил своей игры.
К. РУДНИЦКИЙ. Он сам как бы говорит: я это могу и это. И это попробую и то. Он откровенно не брезгует никакими цитатами и весело творит свое суматошное действо, в котором выявлены все операторские возможности. И все можно было бы принять, если бы речь не шла об истории, о тех годах, которым чрезмерное шутовство все-таки противопоказано.
Н. ЗАРХИ. Но это же вестерн!
К. РУДНИЦКИЙ. У вестерна есть свои железные законы. Стихия фильма — это трезвый, педантичный расчет кинорежиссера. В фильме, безусловно, есть интересные авторские «покушения», но все центростремительные силы Михалкова разбегаются в разные стороны. Человека с такими возможностями надо ставить в более жесткие условия. Ему не хватает какого-то канона, может быть, нравственного..." (О чем? Во имя чего? // Советский экран. 1975. № 1)
3 минуты
17 апреля 2023