21,6 тыс подписчиков
Киномышление в прозе
АК вчера рассказывала о том, как ее учительница ругала ее одноклассницу за оборот вроде "в углу стояла Маша с красными щечками". Согласитесь, нельзя так написать? А, собственно, почему? Потому что кажется, что Маша стояла в углу, держа в руках свои красные щечки. А почему нам там кажется? Потому что любой киношник сразу видит, что здесь два плана - общий - "стояла Маша в углу" и крупный - "с красными щечками". И если дать их подряд, они соединятся в один, возникнет конфликт планов, немонтажная склейка.
Что же с этим делать? Нужно отделить один план от другого. Например, сделать плавный наезд камерой - "в углу стояла Маша и ее щеки пылали".
А можно добавить движение. Тарковский в "Запечатленном времени" советовал при увеличении крупности не делать прямой наезд, а немного менять ракурс, разворачивать объект на несколько градусов. Например: "Маша встала в угол. Обернулась - ее щеки пылали".
Конечно, опытные писатели все это чувствуют интуитивно. Но если это понимать, количество доступных писательских инструментов сразу же увеличивается. Кстати, именно поэтому писателю очень полезно изучать живопись и музыку.
Около минуты
29 марта 2023
105 читали