61,1 тыс подписчиков
Чёрный капитан. СССР, 1974. Режиссер Олег Ленциус. Сценаристы: Олег Ленциус, Юрий Лукин, Владислав Степанов. Актеры: Александр Голобородько, Ирина Борисова, Лесь Сердюк, Евгений Гвоздёв, Юозас Будрайтис и др. 21,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Олег Ленциус (1921–1998) поставил шесть фильмов, два из которых («Где 042?» и «Черный капитан») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Черным капитаном» зовут молодого красавца, который совершает дерзкие нападения на белых, не примыкая, однако, к красным. По ходу сюжета он поймет, что в одиночку ему не справиться.
«Черный капитан» — фильм чистых приключений. Вовремя прискакать, вовремя ускакать, эффектным выстрелом выбить бокал из рук, еще раз переодеться и обвести вокруг пальца врагов, а попавшись в плен, остаться невредимым — вот все, что тут требуется. Но только таких фильмов мы видели много, и каждый новый должен хотя бы эту технику совершенствовать сравнительно с предыдущими, а вот этого-то в «Черном капитане» и нет. Это поразительно. …
Как известно, среди деятелей кино есть сторонники занимательности, авантюрности, захватывающих приключений, а есть и противники. Предполагается, что фильмы с приключениями делают сторонники «приключенческого жанра».
Этот же фильм делали как будто противники: настолько приблизительны, неизобретательны, скучны здесь сюжетные повороты и трюки. Нельзя объяснить это тем, что «на самом деле» их занимал реалистический показ событий или, скажем, идейное развенчание бунтаря-одиночки — нельзя потому, что с реалистическим показом и развенчанием дело обстоит еще хуже, чем с трюками.
Самым почетным объяснением было бы то, что авторов подвела «двойственность замысла»: историзм и реализм мешали трюкам, и наоборот.
Но авторы не дети, и в нашем кино, где за каждый кадр отвечает множество людей, случайно оступиться нельзя. А вот намеренно можно. «Двойственность замысла» обеспечивает наилучшее соотношение «тем» и «акцентов» в анонсе и аннотации, на фоне захватывающих приключений разворачивается серьезный идейный спор, или на фоне спора разворачивается цепь приключений — очень прилично звучит и то и другое, а работа сильно облегчается по обеим линиям» (Асаркан А. Братья-капитаны // Советский экран. 1974. № 5. С. 4-5).
1 минута
29 марта 2023
189 читали