60,4 тыс подписчиков
"Новый год" (Франция)
«Мы снова наблюдаем некую диффузию — проникновение в социальный фильм коммерческой стилистики на потребу обывательскому вкусу. Диффузия, которая так заметна была в картинах Клода Лелуша «Жить, чтобы жить», где фоном шла политическая тема, и «Жизнь, любовь, смерть», задуманная как социальная драма. В конце концов коммерция вытеснила все.
Двенадцать международных премий получила его знаменитая лента «Мужчина и женщина». Лелуш стал делать один фильм за другим, премии сыпались не столь обильно, а потом и вовсе прекратились.
Картины снимались все быстрее и быстрее — за три недели, за две, за восемь дней... И снимались мастерски. Рука Лелуша-оператора верна. Пожалуй, он стал строже в изобразительном решении своих фильмов. Только исчезли та искренность и истинная теплота, которые жили в «Мужчине и женщине».
В последней картине «Новый год» Лелуш как будто слегка иронизирует над собой вчерашним. Над чистотой, романтичностью, грустью «Мужчины и женщины».
Тысячу раз знакомые кадры из этого лучшего фильма Лелуша открывают ленту «Новый год». Их показывают в тюрьме, откуда выходит под новый год пожилой рецидивист (Лино Вентура).
История ограбления им ювелирного магазина в курортном городке и любви к очаровательной владелице лавки антиквариата и составляет сюжет фильма. Но не обольется слезами зритель над вымыслом режиссера, не посочувствует поздней любви героев. Ни шутливая атмосфера, созданная вокруг ограбления, ни моментами прекрасная игра Лино Вентура не спасают зрителя от скуки. Фильм пуст, как пуста улица южного городка не в сезон. Ни одной пусть даже маленькой мысли не обнаружишь в этом фильме. Остается только эта улица, отлично снятая Лелушем, и усталое лицо Лино Вентура, за которым могла бы читаться трагедия финского человека. Фильм, задуманный как легкое развлечение (что непростительно для Лелуша — автора «Мужчины и женщины» и объяснимо для Лелуша — автора «Авантюриста»), даже развлечением не стал. Многолетнее совершенствование режиссера на путях коммерции сделало ненужным его профессионализм. И это — самое страшное последствие, которое ждет режиссера, поступающегося смыслом искусства ради вечерней услады обывателя» (Долматовская Г. На полпути к коммерции // Советский экран. 1973. 21: 12-13).
1 минута
17 апреля 2023