5659 подписчиков
Девочки, в адрес редакции по итогам прочтения утренних коммюнике из Западных столиц поступают полные алармизма депеши: «Анонсированным размещением ядерного оружия на территории Белоруссии Россия грубо попирает Договор о нераспространении ядерного оружия. Мировое сообщество обязанно немедленно призвать Путина к ответу за эту безответственную политику». Что на это можно ответить? Ну, во-первых, конечно же попирает, но не грубо. Во-вторых, не мы первые. В-третьих, текст договора можно трактовать максимально широко, в чем и состоит прелесть любого международного договора. Давайте разберемся на карточках.
Статья I договора о нераспространении сообщает нам: «Каждое из государств-участников настоящего Договора, обладающих ядерным оружием, обязуется не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно». Казалось бы, девочки, вот оно, поймали русских на горячем. Но тут выходят выпускники факультета международного права МГИМО и разъясняют: позвольте. Да кто ж Белоруссии-то передает ядерное оружие? Мы его не передаем (а значит не подписываем акт приемки-передачи), а размещаем. Как говорят у нас в Одессе — две большие юридические разницы. И в целом имеем на то право.
В чат врываются оппоненты этой нехитрой юридической казуистики и, воздев руки к небесам и изрыгая проклятия, вопиют: «но русские же обучают белорусские ВВС применять это ядерное оружие!» Ну, девочки, не ядерное оружие, а специальные боеприпасы. А кроме того ну ведь в договоре же не сказано, что обучать нельзя? В договоре вообще ничего не сказано про применение ядерного оружия. Это всё на совести соответствующих доктрин соответствующих государств.
Оппоненты начинают размахивать статьей II договора, в которой говорится: «Каждое из государств-участников настоящего Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами ни прямо, ни косвенно». Так, позвольте, отвечают выпускники-правовики, от нас никто ничего и не принимает. Где акт приемки-передачи? И уж тем более никто ничего не будет контролировать. Контролирует всё, как известно, Путин. Так что с точки зрения буквы документа всё чисто, девочки, не подкопаешься.
Потому что если уж копать на полный штык, то окажется, что на территории Нидерландов, Германии, Бельгии, Италии, Турции и, возможно, Польши, а если уж быть совсем конкретным, то на шести американских и европейских военных базах, а именно Kleine Brogel в Бельгии, Büchel в Германии, Aviano и Ghedi-Torre в Италии, Volkel в Нидерландах и Inçirlik в Турции хранится не менее 150 «спецбоеприпасов». Некоторые из которых были успешно потеряны во время маневров. И пилоты неядерных государств НАТО вполне обучены применению ядерных бомб. Но про эти в сущности недоразумения в приличном обществе предпочитают не вспоминать.
Да, есть у нас определенная шаткость позиции, есть. Вот и замминистра Рябков не далее как полгода назад говорил, что «натовские учения напрямую нарушают требования Договора о нераспространении ядерного оружия, поскольку персонал неядерных государств привлекается к учебно-тренировочной деятельности с ядерным оружием». Но что ж теперь уже поделаешь. Не отзывать же пресс-релиз.
Если уж и доламывать архитектуру европейской безопасности, то с хрустом и треском, без наркоза.
2 минуты
28 марта 2023
146 читали