Найти в Дзене

Авторская рубрика Наталии Кориной #изисторииучилища


«Постановлением Его Императорского Высочества Августейшего попечителя Училища Ж.В.иЗ. Московского Художественного общества великого князя Сергея Александровича, определен в должности преподавателя рисования и живописи Училища Живописи Ваяния и Зодчества с 1 октября 1894 года» - с этих пор начинается многолетняя педагогическая деятельность художника-передвижника, профессора живописи, академика Алексея Михайловича Корина (1865-1923), продлившаяся почти четверть века. А до этого было обучение в МУЖВЗ у великих учителей - И.М. Прянишникова, Е.С. Сорокина, В.Е. Маковского, В.Д. Поленова и других.

А.М. Корин происходил из известного рода палехских потомственных иконописцев, летописные упоминания о которых восходят к XVI веку, таким образом сама судьба предопределила весь творческий путь мастера, который с ранних лет был связан с искусством. Яркий представитель «московской школы живописи», с 1895 года член Товарищества передвижных художественных выставок, А.М. Корин одинаково полно выразил себя в разных жанрах: в бытовой картине, портрете, пейзаже, увлеченно занимался книжной иллюстрацией, и, конечно же, расписывал храмы по всей России и за рубежом. Так, в течение шести лет он ездил в Болгарию, где работал над росписями храма-памятника Св. Александра Невского в Софии.

Будучи членом Московского Археологического общества, он, как знаток древнерусской живописи и опытный художник-монументалист, принимал участие в различных советах по сохранению и реставрации памятников истории и культуры, важнейшей из которых была Исполнительная комиссия по ремонту и реставрации Большого Московского Успенского собора в Кремле в 1910-х годах.

Биография А.М. Корина является наглядным примером живой эстафеты поколений в русском искусстве конца XIX – начала XX века. Будучи студентом, он жадно впитывал информацию и бесценный профессиональный опыт от своих педагогов, а став впоследствии и сам преподавателем, передавал эту эстафету знаний уже новому молодому поколению художников.

В.А. Гиляровский в своей легендарной книге «Москва и москвичи», вспоминая об известных личностях эпохи, дает такую характеристику А.М. Корину: «Его любили в Училище как бывшего ляпинца, выбившегося из таких же, как они сами, теплой любовью любили его. Преклонялись перед корифеями, а его любили так же, как любили и А.С. Степанова. Его мастерская в Училище живописи помещалась во флигельке, направо от ворот с Юшкова переулка».

А вот его воспитанники писали о мастере так: «По круглому с колоннами вестибюлю проходил он в свой головной класс. На нем темно-коричневый мягкий пиджак, и вся фигура мягкая спокойная и скромная. Выражение лица сосредоточенное, деловитое…Пожалуй, никто из преподавателей московского Училища живописи не пользовался среди учащихся такой симпатией, как Корин. В его натуре была необычайная теплота, скромность и искренняя готовность оказать всяческую помощь ученикам. И внешность его – спокойная, особо мягкая – отвечала его характеру. Запомнилось его слегка смуглое лицо с нависшими густыми черными прядями волос, из-под которых глядели вдумчивые, немного грустные глаза. Речь его была ровная, спокойная, голос – мягкий, густой баритон. Он никогда не сердился, не повышал тона, а, указывая на ошибки ученика, как будто советовался с ним о мерах для исправления недочетов, не прибегая к своему преподавательскому авторитету».

_____

На фото:

1. А.М. Корин. Автопортрет. Пастель. 1915.

2. А.М. Корин. Мольберт. Рисунок. 1887.

3. А.М. Корин среди учеников МУЖВЗ. Фото. 1910-е.
2 минуты