169 подписчиков
☦️ 26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника, игумена горы Синайской
📖 "И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал". (Мар.9:20-27, РСП)
🖋 В отличие от современных христиан, часто скептически относящихся к разговорам о демонах, современники Христа очень хорошо понимали реальность и вредоносность нечистой силы. При этом не только единоплеменники Иисуса могли отличить беснование от обычной болезни, но и язычники (случай с исцелением дочери сирофиникиянки). Правда у язычников не было ясного разделения духовных сущностей на светлые и темные. Ведь в лице своих богов они поклонялись тем же демонам, а с помощью магии даже вступали с ними в непосредственный контакт.
Благодаря Божественному Откровению, иудеи были ограждены от идолопоклонства и магии, но, как показывали многочисленные примеры, не от демонов. Как известно из книги Деяний, с этой бедой иудеи боролись с помощью заклинаний, состоявших в произнесении имен ветхозаветных праведников. Одно время заклинатели даже пользовались силой имени Иисуса, пока синедрион не объявил христиан врагами веры (Деян 19:13).
Причины беснования, в отличие от причин телесных болезней, в евангелиях обычно остаются за скобками. Поэтому непонятно, что позволило бесу войти в мальчика. Евангелист просто показывает ситуацию как она есть, в стиле репортажа, благодаря чему мы можем буквально "кожей" ощутить ее обстановку.
Вот мальчика ведут к Иисусу, но он, увидев Его, в судорогах падает на землю в приступе эпилепсии ("испуская пену"). Иисус однако не спешит с исцелением, но как доктор спрашивает о времени начала припадков. После неудачи, которая постигла апостолов, отец мальчика должен был пасть духом: какая разница, когда это началось, но "если что можешь, сжалься над нами и помоги нам".
Вот здесь и становится понятно, зачем Иисус "тянет резину". В первую очередь Он Психотерапевт - врач человеческих душ. И главное в его миссии, исцелить людей от неверия. Да, да, именно от неверия нужно было лечить тех, кто, казалось бы, должен быть примером веры для погрузившегося во тьму идолопоклонства человечества.
Оказывается, принадлежность к избранному народу, знание Св. Писания и соблюдение всех обрядовых постановлений закона Моисеева еще не делали человека верующим. Именно в этом и будет заключаться весь пафос проповеди ап. Павла, первого, кто осознал невозможность спасения "от дел закона". Человек спасется только верой в Божественное достоинство Плотника из Назарета - Иисуса Христа. Конечно, для такой веры нужна Божественная помощь. Поэтому слезная просьба отца бесноватого отрока вполне уместна: "Верую, Господи, помоги моему неверию!"
Смиренное признание себя неверующим, на глазах у собравшейся толпы иудеев, дорогого стоит! Это сродни прилюдному покаянию в грехах. А грех неверия, следует отметить, по закону Моисееву карался смертной казнью. Именно после этого Иисус изгоняет демона, возвращая к полноценной жизни и мальчика и его близких. Отныне первое место в их жизни будет занимать Иисус, изгнавший демона из сына, и неверие из сердца его отца.
3 минуты
26 марта 2023