60,3 тыс подписчиков
Комедия «Серафино» с Адриано Челентано: «Разве деньги для того, чтобы их хранить в банке? Они для того, чтобы их брать из банка и тратить на друзей, на веселье»
«На протяжении многих лег я занимаюсь изучением итальянского кино, и мне кажется, что «Серафино», поставленный видным прогрессивным режиссером Пьетро Джерми, заслуживает серьезного разговора.
Прежде всего хочу сказать, что не считаю эту картину значительным достижением Джерми. Она действительно грубовата, резка, проникнута иногда слишком солеными крестьянскими шуточками.
Но мне кажется, что кинопрокат, который мы так часто и вполне обоснованно критикуем за выпуск на экран второсортных зарубежных фильмов, приобретая «Серафино», поступил верно Фильм не так прост, как может показаться с первого взгляда. И не случайно международное жюри VI Московского кинофестиваля, в составе которого были авторитетнейшие представители нашего киноискусства, высоко его оценило.
Постараемся, отбросив первое впечатление, без запальчивости разобраться в этом произведении, не забывая, что «Серафино» поставлен не у нас и герой его вовсе не претендует на то. чтобы служить образцом для подражания и усвоения хороших манер. Ведь всякий фильм следует рассматривать, учитывая конкретные условия, в которых он был создан. Постараемся, словом, понять, что хотел сказать режиссер своим фильмом. Ибо Джерми никогда не ставил своей целью лишь позабавить зрителей, да к тому же столь грубовато.
В отличие от последних картин Джерми «Развод по-итальянски» и «Соблазненная и покинутая» — по существу, трагикомедий, злых и едких, смешных и печальных, и в основе своей очень серьезных (достаточно сказать, что фильм «Развод по-итальянски» имел в Италии столь широкий резонанс, что ускорил решение вопроса о возможности развода, чего ранее итальянское законодательство не допускало)— «Серафино» — комедия веселая, жизнерадостная, полная народного юмора, хотя в ней иногда и участвуют присущие таланту этого режиссера горечь и насмешка.
Героя комедии зовут Серафино — по-русски Серафим, то есть ангел. Но облик его не соответствует доброй, любвеобильной, не знающей зла и корысти душе Серафино. Это несоответствие и составляет один из элементов комедийности персонажа. Превыше всего ценит этот простой деревенский парень любовь и дружбу. Он пасет в горах овец своих родственников и счастлив близостью к природе. Его единственное достояние — добрый, незлобивый нрав да физическая сила. Он ни во что не ставит деньги, погоню за наживой. Его непосредственности, искренности, доброты достаточно, чтобы все считали его неисправимым чудаком, если не ненормальным.
А нормален-то, естествен, человечен, по мысли режиссера, именно Серафино, не приемлющий буржуазный мир корысти, лицемерия, лжи, а не окружающие его жадные, жестокие люди. Когда умирает его богатая тетушка Джезуина, она все свое добро оставляет Серафино, который единственный из всех родственников хорошо к ней относился, но он распоряжается своим наследством опять-таки по-своему, не как все. Он делает всем своим нищим друзьям дорогие подарки, покупает роскошный автомобиль, чтобы ездить и тетушке на кладбище, а на оставшиеся деньги устраивает праздник с фейерверком...
Теперь-то его наверняка признают сумасшедшим и отдадут под опеку хитрому дядюшке Аджеиоре, который приберет к рукам остатки наследства и дом Серафино, а заодно женит его на своей дочери Лидии...
Центральная в фильме сцена суда, который должен определить, в своем ли уме Серафино. Пастух отказывается от адвоката — он надеется на свой природный ум. народный здравый смысл, хитрецу к действительно оставляет в дураках и судей и истца-дядюшку. Серафино силен поддержкой своих друзей, а друзья его — все бедняки селения. «Вот они — мои адвокаты!» — с гордостью говорит он, показывая на нищих, плохо одетых крестьян. В этой сцене проявляется особенно ярко главная черта образа Серафино — его антибуржуазность, презрение к накопительству, мещанству. (...)
(Богемский Г. Так ли прост «Серафино»? // Советский экран. № 11. С. 14-15). Полный текст этой статьи здесь: dzen.ru/...423
3 минуты
26 марта 2023
336 читали