60,3 тыс подписчиков
«Срочно... Секретно... Губчека...» (СССР): «прием используется всего лишь ради фокусничанья и тем самым обесценивается»
«В приключенческих фильмах, посвященных гражданской войне, сама эпоха осмысляется по-особому — в соответствии с природой жанра. Реальные очертания прошлого мы видим укрупнено, воспринимаем и выделяем наиболее характерные черты, а для гражданской войны главным являлась напряженнейшая схватка двух миров, говоря обобщенно, — прошлого и будущего. В соответствии с законами жанра напряженность действия на экране усиливаемся, становится предельной, ситуации берутся экстраординарные, исключительные.
Таковы, например, события, о которых повествует лента «Срочно... Секретно... Губчека...». Спецотряд под командой якута Аксенова захватил у белых запас пушнины.
Меха — это золото, твердая валюта, на нее белые закупили бы оружие. Значит, нападение на склад чревато далеко идущими последствиями — оно разоружает контрреволюцию. …
Исключительность ярко ощущается и в том случае, когда героям приходится преодолевать неимоверные трудности. …
В том же фильме «Срочно... Секретно... Губчека...» есть такой эпизод. Отряд застрял в тайге, командир идет в город, чтобы узнать, функционируют ли явки: нужна связь с подпольем и центром. Раздобыв где-то смокинг, Аксенов посещает ресторан. Там ключом бьет угарное веселье, бурлит чумной пир. От первого встречного — от официанта, принимающего заказ, — командир узнает, что явки провалились. Можно и уходить, но Аксенова замечает белый офицер, спасшийся при нападении на склад. Опять — слепая случайность!
Эпизод нечаянной ресторанной встречи есть и в классическом ныне «Подвиге разведчика». Там майор Федотов, выполняя задание в тылу врага, лицом к лицу сталкивается со Штюбингом, немецким агентом, на допросах которого он присутствовал в Москве. Машина, отвозившая Штюбинга, попадает под бомбежку, и агенту тогда удалось скрыться. Ныне он жаждет реванша.
«Подвиг разведчика» снят в 40-е годы. Позже, в 60-х, подобный эпизод был в одном из фильмов о Камо. Революционер с тайной миссией проник на юг, в самое логово белых, и его увидел офицер, прежде знавший Камо.
Пользоваться старым приемом, конечно, не грех — если в том есть необходимость. Посмотрим, ради чего он попал в фильм «Срочно... Секретно... Губчека...».
Майор Федотов в «Подвиге разведчика», заметив врага, не суетится, не старается улизнуть. Разведчик вступает со Штюбингом в поединок — психологический, разумеется, и выигрывает: заставляет добыть нужные сведения.
Перед Аксеновым офицер возникает внезапно, будто из-под земли. Камера украдкой нам его заранее показала, но командир как будто не видел Горюнова, белого офицера, а если и видел, то не проявил инициативы, остался пассивен. Зато в следующий же момент Аксенов демонстрирует чудеса лихой акробатики: сбивает с ног Горюнова, прыгает со второго этажа, несется по улицам, ловко орудуя арканом. Пули его не берут, но если уж подлетит какая поближе, то лишь царапнет.
Погоня по неизвестным причинам так замешкалась, что беглец оставил ее далеко позади. ... И кажется, будто не на обычной лошади он мчался, а на сказочном крылатом коне.
Ученая эстетика утверждает, что каждый жанр имеет свою память. В ней накапливаются те средства и приемы, что в наибольшей степени соответствуют природе жанра, его целям и возможностям. Видимо, случайная встреча с врагом — из таких средств, если тоже попала в «память жанра».
Но в фильме «Срочно... Секретно...» памятью распорядились, прямо скажем, не по-хозяйски. Пока шла дуэль Федотова со Штюбингом. зритель и беспокоился за судьбу героя, и поражался его хладнокровию, и радовался победе.
Побег Аксенова куда как эффектен, но это — выход трюкача-акробата, неожиданно получившего концертный номер. За его головоломными трюками просто нужно следить, раскрыв от удивления рот, — вот и весь эффект.
Так богатый выразительными и смысловыми возможностями прием используется всего лишь ради фокусничанья и тем самым обесценивается» (Михалкович В. Как распорядиться памятью // Советский экран. 1983. 2: 8-9).
3 минуты
8 апреля 2023