18,3 тыс подписчиков
[Ships]
Кто из читателей-любителей военно-морской истории не знает американскую подводную лодку "Ханли"? Наверняка таких нет, действительно, как можно не знать такой оригинальный подводный корабль И тем более как можно его забыть, после того как хоть раз прочитаешь о том как "Ханли" выходил в атаку на корабли противника, неоднократно погибал со всем экипажем, поднимался, ремонтировался и снова выходил в бой, чтобы вновь погибнуть с новым экипажем. И как все мы помним, одной из особенностью этой субмарины было то, что двигалась она за счет мускульной силы членов экипажа, которые вращали винт с использованием особого устройства. Кстати, кому интересно - лодку нашли и она доступна к осмотру в одном из американских музеев (в Чарлстоне, если не ошибаюсь). Но сейчас речь не о подводной лодке Ханли, построенной в 1863 году в США, а о ее испанском "ровеснике".
Как бы не было удивительно, но почти в тоже время в Испании изобретатель Нарсисо Монтуриоль спроектировал и построил подводную лодку "Иктенео" ("Рыба"). Если быть точным, то эту субмарину спустили на воду 2 октября 1864 года в Барселоне. Лодка при водоизмещении 20 т (по другим данным - 65 т) имела длину 17 м, ширину 3 м, наибольшую высоту - 3,5 м.
И здесь интересны два момента.
Первый - лодка в первоначальном варианте для движения использовала два гребных винта, которые вручную вращали 16 матросов! Вспомним, у "Ханли" экипаж - 9 человек. А если учесть, что по некоторым данным лодка была начата постройкой в 1862 году, то вполне возможно ее можно считать уже предшественницей американского "Давида".
Второе - это была уже вторая подводная лодка Монтуриоля, первая была чуть поменьше (8 т, 7 метров), и она уже испытывалась в 1860 году, совершив около 20 успешных погружений. Мы не нашли данных о том, как она приводилась в движение, но наличие винта предполагало, что его также вращал экипаж.
Получается в применении такого "человеческого двигателя" "Ханли" не была первой.
Как бы то не было, но скорость в этом случае не превышала 1 узла, поэтому не удивительно, что впоследствии Монтуриоль отказался от "человеческого привода" и поставил на субмарину две паровые машины! Представьте, не просто паровую машину, а две: одну (6 л.с.) - для надводного хода, другую меньшей мощности (2 л.с.) - для подводного!
Данных о том, как работал котел под водой мы не нашли, однако осталось описание того как экипаж обеспечивался кислородом. Для этого использовался запас кислорода, хранившийся в специальном резервуаре, кроме того имелась система "регенерации". От накапливавшегося углекислого газа воздух очищал раствор щелочи, через который его периодически прокачивали.
Для освещения внутреннего помещения использовался фонарь, где "водород горел в атмосфере кислорода". Что интересно, были приняты меры предосторожности - необходимые для освещения газы хранились в специальных резервуарах вне прочного корпуса!
Для погружения лодка имела "балластные цистерны", "уравнительные цистерны" и цистерны для дифферентовки субмарины, пусть эти элементы и назывались иначе, но их назначение было именно таким. При всей примитивности этих устройств (для заполнение/осушения цистерн использовались ручные насосы, в аварийном случае - сжатый воздух) подводная лодка продемонстрировала возможность погружаться на глубину до 30 м (при расчетной - 81 м) и оставаться под водой до 5 часов. Неплохой результат надо признать, для "Ханли" этот промежуток ограничивался 30 минутами.
В целом лодка получилась неплохая, но несовершенство ее вооружения (бурав и пневмопушка) не заинтересовало испанский флот. И вскоре после 1867 года изобретатель разорился и лодку продали за долги.
Интересно, что в Испании сохранили свою первую электрическую подводную лодку И.Пераля, и при этом не забыли и лодки Монтуриоля. В 70-е годы ХХ века механики-любители восстановили обе лодки Монтуриоля и установили их в Барселоне, и теперь мы можем не просто представить, а увидеть и оценить эти "потаенные корабли" Испании.
На фото 1 - "Иктенео-2"
фото 2 - "Иктенео-1"
фото 3 - схема "Иктенео-2"
P.S.Правда ведь похожи на лодку Е.Никонова?
3 минуты
6 апреля 2023
422 читали