Найти в Дзене

Авторская рубрика Наталии Кориной #изисторииучилища


«Папа! Но ведь это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, — тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им… Он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом...», так писал Борис Пастернак о своем отце, которого всю жизнь боготворил, Леониде Осиповиче Пастернаке (1862-1945).

Первоклассный художник, график, иллюстратор, академик живописи (с 1905 года), Л.О. Пастернак в 1894 году был приглашен преподавать в натурный класс МУЖВЗ, который не покидал до 1917 года. Как живописец, особую известность он получил как портретист. Сложно перечесть всех, кто когда-либо становился его моделями: ученые, политики, купцы, музыканты, дирижеры, писатели, члены семьи, и, конечно, коллеги по Училищу.

Сам художник особенно ценил работу над портретом В.О. Ключевского. Пастернак восхищался им еще со времен учебы на юридическом факультете Московского университета, где тот был профессором: «Из московских портретов я особенно доволен был портретом Ключевского, и не только как портретным изображением его, но и, может быть, даже главным образом, как жанровой сценой чтения лекции большой аудитории и общей цветовой гаммой. Он был писан маслом».

В будущем судьба их сведет уже в Училище живописи, куда его директору кн. Львову удастся пригласить известного и всеми уважаемого историка. На портрете Пастернака он изображен как раз читающим лекцию в актовом зале Училища при полной аудитории слушателей, внимающих каждому слову «человека чистейшего старого русского стиля». По воспоминаниям художника, он олицетворял собой «представителя русского образованного общества, постепенно развивавшегося с семнадцатого века», своими рассказами о старине переносящего всех присутствующих в описываемую эпоху. Эти встречи производили на всех неизгладимое впечатление!

Л.О. Пастернак не раз обращал внимание на интересную особенность, свойственную хорошим портретистам. В разговоре о своих друзьях, каждый из которых отличился в искусстве портретной живописи рядом талантливых работ, он отмечал способность самих художников подражать, по-актерски выразительно перевоплощаться, показывая разные образы, будь то животных или людей: «Вспоминаю некоторых из моих товарищей во время наших вечеринок и прогулок. Серов, например, изумительно изображал просыпающуюся, потягивающуюся, встающую собаку. Коровин тонко изображал знаменитого певца Мазини. Портретист Кузнецов поразительно представлял пчелу, попавшую в пустую банку. На экзаменах в Училище, когда приходилось рассматривать и оценивать сотни рисунков и этюдов и от утомления уже становилось невмоготу, я начинал изображать некоторых коллег, их походку и манеру держать себя, чем и вызывал разрядку и смех; в Мюнхенской академии за мое изображение льва меня прозвали Pasternak der Löwe».

На фото:
1. Л.О. Пастернак. Фото. 1930-е

2. Л.О. Пастернак. В.О. Ключевский читает лекцию (на переднем плане - Борис Пастернак). 1909

3. Л.О. Пастернак. Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902
2 минуты