Найти в Дзене
61,1 тыс подписчиков

«Козерог-один»,  «Три дня «Кондора» и «Китайский синдром»:


«Все три картины сделаны в жанре, который мы зовем приключенческим, а американцы «триллером» (от слова «трилл» — «нервная дрожь», «трепет») и для которого обязательны исчезновения и погони, драки и убийства, похищения и автомобильные катастрофы.
Фабульная схема фактически одна и та же: герой — часто не по своей воле — приобщается к некоей тайне, становится опасен для тех, кто хотел бы эту тайну сохранить, и вступает с ними в неравную борьбу.
Но сюжеты здесь замешаны отнюдь не на очередном ограблении банка. Речь идет о вещах посерьезнее — о политике и власти. Собственно по сходной модели был сделан и «Сенатор». Но куда там скромному Смиту с его детскими лагерями до дел, в которые вовлечены экранные герои сегодняшнего дня! Смиту приходилось сражаться лишь с политической машиной одного штата, где царил капиталист-диктатор, и спасать лишь свое доброе имя. Новым героям противостоят враги куда более могущественные, а борются эти герои уже и за свою жизнь. И если авторы «Сенатора» еще верили в гуманизм буржуазно-демократических институтов, то фильмы нашего времени проникнуты горечью и разочарованием.
Почему современный социально-критический фильм в США так охотно принимает обличье «триллера»?
Сама общественно-политическая жизнь Америки сегодня так часто напоминает мрачный приключенческий сценарий, изобилующий эпизодами покушений, убийств, нераскрытых заговоров ликвидации нежелательных свидетелей, что она может на равных соревноваться с самым смелым вымыслом. …
Состоится ли фильм вообще, зависит от тех кто дает деньги на производство этого  «штучного товара». А их заботит прежде всего барыш, который зависит от количества зрителей. Десятилетиями Голливуд декларировал: мыслительные процессы утомительны, главное в кино — не успеть соскучиться! Так что, если автор приходит к продюсеру со словами: «Предлагаю фильм на важную социальную тему», — его, сомневаться не приходится, ждет прохладный прием.
 Другое дело, если продюсер слышит: «В моем фильме Роберт Редфорд (одна из самых «кассовых» звезд) попадает в переделку, ему угрожают гангстеры, а спасает Фэй Данауэй (другая звезда) между ними начинается роман».
Как правило, продюсер «клюет». … На Голливуд работают авторы многочисленных фильмов ужасов и катастроф, космических сказок и гангстерских драм.
Но под напором жизни не могут не появиться и картины, первичным импульсом к созданию которых было движение гражданской совести художника. В них зрелищная форма избрана как средство донести до массового зрителя важную общественную проблему.
Режиссер С Поллак, знакомый нам по фильму «Загнанных .лошадей пристреливают, не правда ли?”, строит ленту «Три дня «Кондора» как расследование, только, повинуясь требованиям жанра, ведет его человек, преследуемый убийцами, ведет так сказать, в паузах между погонями и перестрелками.
Средь бела дня в Нью-Йорке неизвестные хладнокровно расстреливают всех сотрудников одного из отделов ЦРУ. Чудом спасшийся герой фильма, к финалу проникнув в тайну, переживает новое потрясение: убийцами оказываются не «внешние» враги а «свои», убиравшие по приказу свыше тех, кто «слишком много знал»...
У руководителя ЦРУ есть план «решения» энергетической проблемы: война на Ближнем Востоке, захват источников нефти. А преступность этого глобального замысла диктует и преступные методы, при помощи которых пытаются его, этот замысел, скрыть. Свои имперские амбиции ЦРУ маскирует высокими словами: страна нуждается в нефти, война послужит на благо нации. Но: «Если бог призывает на помощь сатану, то он и сам превращается в дьявола».
Это говорит уже не герой «Трех дней «Кондора», а капитан астронавтов — главное действующее лицо «Козерога-один».
В ленте пожалуй, многовато реверансов в сторону незамысловатой занимательности: тут и машина летит с моста, и скорпион ползет по лицу спящего (укусит или не укусит?), и вертолет ведет воздушную дуэль с самолетиком, за крыло которого уцепился беглец" (...). (Шатерникова Н. Когда пророчества сбываются // Советский экран. 1982. 6: 17-18). Окончание этой статьи здесь: dzen.ru/...690
«Козерог-один»,  «Три дня «Кондора» и «Китайский синдром»:  «Все три картины сделаны в жанре, который мы зовем приключенческим, а американцы «триллером» (от слова «трилл» — «нервная дрожь», «трепет»)
3 минуты