Найти тему
61 тыс подписчиков

«Война полиции», «Женщина-полицейский», «Орел или решка», «Черная серия»: французские (кино)полицейские истории


«Привилегированное место в социальной критике на экране продолжают занимать детективные сюжеты, так или иначе связанные с деятельностью полиции. Режиссер Мишель Драш в фильме «Красный пуловер» обличает косность и предвзятость действий полиции и прокуратуры в ходе судебного процесса — без достаточных улик приговорен к смерти и казнен молодой коммивояжер Кристиан Рануччи.
«Война полиции»» Робена Дависа направлена в первую очередь против самой полиции. Два ее подразделения более озабочены борьбой друг против друга, нежели поимкой преступника, и готовы на любое нарушение закона, лишь бы заполучить лавры первенства.
В новой работе Ива Буассе «Женщина-полицейский» героиня (ее играет популярная Миу- Миу) вынуждена оставить службу в полиции, поскольку проведенное ею расследование обнаружило причастность к преступлениям весьма высокопоставленных лиц.
Вынужден досрочно выйти на пенсию и полицейский— герой фильма Робера Энрико «Орел или решка» (актер Филипп Нуаре). Расследование дела о наркотиках и его завело в «высшие сферы». Но он воспринимает эту отставку скорее с облегчением, поскольку она позволяет ему в чисто комедийном финале без зазрения совести самому принять взятку от торговцев наркотиками, а также даровать свободу своему приятелю, признавшемуся ему в убийстве жены (ведь он и сам когда-то убил свою). Оба убийцы — полицейский и подследственный — вместе отправляются отдыхать на далекие острова..
Парадоксальное сочетание бесперспективности борьбы с преступностью и утверждение преступления как единственного способа восстановить попранную справедливость, невозможность найти себя в тисках буржуазного образа жизни и обреченность любого активного протеста, характерные для картины Энрико, присущи и многим другим лентам — широкому кругу произведений антибуржуазной направленности, фильмам разной тематики, жанров, стилей, индивидуальных творческих манер. Их авторов объединяет идея ухода от общества, неприятие традиционных норм, стремление обрести подлинную свободу вне сковывающих рамок буржуазности.
Несчастный коммивояжер — герой фильма Алена Корно «Черная серия» — идет на преступление не столько ради денег, сколько для того, чтобы выбраться из заколдованного круга обстоятельств, обрекающих его на нищету и прозябание.
Преступление как форма социального протеста — главный мотив ленты молодого режиссера Кристиана Парея «Южные демоны». Ее герой Франсуа (актер Пьер Монди) — безработный. разведенный с женой, отец двоих детей — порывает с обществом и начинает новую жизнь вне закона» (Разлогов К. Многоликий экран Парижа // Советский экран. 1981. № 2: 18).
2 минуты