60,3 тыс подписчиков
«Могу, конечно, говорить только от своего имени, но почти за семь часов, проведенных у телеэкрана, я не соскучился ни разу. Впрочем, я не был исключением. Успев фильма у зрителей очевиден. …
Заслуга авторов «Адъютанта» в том, что они сумели разработать не только очень увлекательный, но и очень содержательный сюжет.
Произведением о советском разведчике, засланном во вражеский стан сегодня никого не удивишь. Именно поэтому с особой остротой заучит вопрос: что вынесут зрители с просмотра? Обогатятся ли они новым знанием жизни, разделят ли переживание с человеком, добровольно подвергшим себе столь тяжким испытаниям, или жанр будет заполнять отработанный, «мятый» пар.
«Адъютант его превосходительства» возвращает нас в дни гражданской войны. 1919 год. Социалистическое Отечество в опасности. Армия Деникина захватила Харьков, и небезызвестный миллионер Рябушинский сулит крупную награду полку, который первым войдет а Москву.
В эти трудные и легендарные времена у деникинского генерала Ковалевского появляется новый адъютант — капитан Кольцов. Зритель знает с самого начала, что Павел Кольцов — чекист, но тем не менее ни обстоятельства его появления среди деникинцев, ни быстрое утверждение в новой должности не кажутся сюжетной натяжкой. Капитан естествен, органичен в этой роли, он прекрасно справляется со своими обязанностями, он умен, обаятелен. Уважение испытывает к нему даже белогвардейский генерал и после того, как узнает, что имел депо с красным лазутчиком. Держаться так уверенно Кольцову помогает то, что он действительно Кольцов и бывший капитан царской армии.
Образ Кольцова в исполнении Ю. Соломина, бесспорно, войдет в галерею лучших кинообразов чекистов наряду, например, с майором Федотовым из «Подвига разведчика» или Ладейниковым из «Мертвого сезона».
Но не меньшая удача картины и второй центральный персонаж — генерал-лейтенант Ковалевский, которого играет В. Стржельчик. Образ этот далек от расхожих штампов, по которым кроются иные «беляки». Ковалевский Стржельчика интеллигентен, мягок, насколько это возможно для военного. Это человек типа Алексея Турбина из пьесы М. Булгакова В нем намечены черты тех представителей «белой гвардии», которые впоследствии, оказавшись у разбитого корыта в эмиграции, осознают несправедливость дела, за которое боролись. Но пока они этого не осознали, на полах Украины и России льется кровь русских людей, в которых стреляют русские же люди по приказу генерала Ковалевского.
Мрачная фигура полковника Щукина (В. Козел) явно контрастирует с генералом. Правда, она обрисована несколько более обще, несколько более соответствует хрестоматийному, что пи представлению о руководителе белой контрразведки.
Впрочем, если начать разбирать героев фильма подряд, то потребуется немало места. Но это как раз хочется сделать. Одно из главных достоинств фильма, одно из главных достоинств режиссерской работы Е. Ташкова — это пристальное внимание к разработке характеров, и не только основных героев, но и эпизодических. (…)
Есть, однако, в фильме две линии, которые представляются мне … грубым просчетом. Первая из них связана с образом батьки Ангела. Этот карикатурным тип проник в фильм откуда-то из оперетты. Игра всеми любимого А. Папанова только усиливает впечатление опереточности, совершенно несовместимой со строгим, достоверным стилем произведения.
Еще большее недоумение вызывает любовная линия героя. Трудно даже понять, для чего она введена в картину. Если авторы решили: как же такой длинный фильм — и вдруг без любви, то они явно недооценили собственного материала. Неуместна романтически-загадочная, завлекающая обстановка встреч Кольцова и Тани, невыразительна игра актрисы Т. Иваницкой, да и Ю. Соломин становится в этих эпизодах слащавым и претенциозным.
Правда, любовные сцены не занимают большого места в фильме и не успевают нанести образу Кольцова непоправимого ущерба. Фильм кончается высокой трагедийной нотой. (...)"
(Всеволод Ревич. Фильм идет семь часов // Советский экран. 1970. № 15. С. 2-3).
3 минуты
24 марта 2023
663 читали