Найти тему

В 1970-х годах на Таймыре возникли долгано-нганасанские оленеводческие совхозы в Усть-Аваме, Волочанке и Новой. Из-за этого в поселках начали появляться смешанные семьи, а национальная культура стала постепенно уходить в прошлое.


Знание родного языка и фольклора сохранили лишь те, кто родился до возникновения общих совхозов. Нина Чунанчар одна из самых взрослых жительниц Усть-Авама и последняя сказительница героического эпоса в поселке.

Кэйнгэйрся — это короткие иносказательные песни, которые у нганасан связаны со сватовством. Одна из историй, рассказанная Ниной Чунанчар, повествует о девушке, которая выбирает сани. В одних находятся шкуры волков, в другой — лисиц, а в третьей — песцов. На самом деле санки обозначают братьев, и девушка рассказывает о своей любви к одному их них.

К сожалению, кэйнгэйрся стремительно уходят из нганасанской памяти, потому что связаны с теми установками, которые закончились с переходом на оседлость и возникновением этнически-смешанных хозяйств.

Подробнее о том, какие еще существуют нганасанкие легенды и почему они исчезают, рассказываем в новом материале на GoArctic.
Go Arctic
22 марта 2023
Последние нганасанские истории
Это была небольшая экспедиция прошлого года со съёмками этнографического фильма о нганасанах для канала Культура. Место нашей работы — посёлок Усть-Авам на центральном Таймыре и краеведческий музей в Дудинке. Мы увидели своими глазами, как нганасанская традиционная культура приходит к концу. С точки зрения этнографов — это закономерный итог местной советской национальной политики: тогда, в 1970-х годах, на Таймыре возникли долгано-нганасанские оленеводческие совхозы и вместе с ними национальные посёлки Усть-Авам, Волочанка и Новая (в качестве центральных баз и административных центров). До этого...
Около минуты
188 читали