Найти тему
55,3 тыс подписчиков

Спор о сериале «Раневская» продолжается…


Вот что, например, пишет один известный кинокритик: «Начал смотреть «Раневскую». На 23 минуте первой серии обнаружил, что фильм снят хоть и при участии Министерства культуры и с грифом 16+, но явно не для меня. В доме родителей героини (а это 1915 года) звучит патефон с "Заздравным кубком" Верди в исполнении Сергея Яковлевича Лемешева, который был в действительности на шесть лет младше Раневской, и в 1915 году ему было только 13».

А мне вот вспомнилось, что аналогичные реакции были у некоторых зрителей на фильм "Семнадцать мгновений весны": то форма у нацистов не та, то пуговица, то песню Штирлиц слушает в машине, написанную после 1945 года и т.д. и т.п.

Этот эффект восприятия давно и подробно описан психологами... Ничего нового... Кинокритик и культуролог Инна Сергеевна Лёвшина (1932-2009) называла таких зрителей "правдоподобниками"... А для «правдоподобников» главное в любом фильме - его историко-бытовое соответствие неким (известным им) фактам, а не художественная ткань произведения…

Исторические погрешности и ошибки в фильмах были ВСЕГДА. Они были и у классиков кинематографа. Но до сих пор не перевелись желающие ухватиться за первый попавшийся исторический ляп в любом фильме...

И здесь странно, что упомянутый выше кинокритик с таким жаром набросился на "Раневскую", как будто раньше никаких ошибок в исторических фильмах никогда не видел... Это меня и удивило...

Игровой художественный фильм создается по свои жанровым законам (драмы, мелодрамы, комедии и т.д.) и не должен претендовать на документализм, а тем паче на материалы из исторического архива или научный доклад.

И очень странно, что этого иногда не понимают даже известные кинокритики…

Александр Федоров, киновед, март 2023 года
Спор о сериале «Раневская» продолжается…  Вот что, например, пишет один известный кинокритик: «Начал смотреть «Раневскую».
1 минута
199,1 тыс читали