Найти тему
18 тыс подписчиков

[Ships]- Ангара №4

А байкальской "паре" ледоколов - о "Байкале" и "Ангаре" узнал лет 40-45 назад в одной из публикаций на страницах "Моделиста-Конструктора", но там очень подробно и идеологически выдержанно описывался именно период гражданской войны, действия в составе "красной" флотилии и гибель "Байкала".
Уже сейчас, когда появилось больше материалов об том периоде и о последующих годах, картина событий предстает не такой радужной и более трагичной. Хотя бы потому, что особых "морских" побед на счету "Ангары" и "Байкала" против белогвардейцев и чехов не было. А после появления на Байкале белогвардейской этой флотилии - "Байкал" погиб, а экипаж "Ангары", не желая воевать, сдался, предварительно утопив имеющиеся на борту пушку и винтовки (Кстати, белые их потом подняли).
С белогвардейским периодом в жизни "Ангары" связывают трагедию, когда на ее борту были убит 31 человек, из числа арестованных участников антиколчаковского восстания. Об этом есть материалы - желающие всегда могут найти подробности трагедии. Но мне стало интересно, а в музее, который развернут на борту ледокола сейчас есть материалы про этому событию? Если кто посещал "Ангару" и изучал материалы - подскажите.

После гражданской войны "Ангара" продолжила службу на Байкале, занимаясь перевозками и переправой. В этот период произошла, наверное самая опасная, авария с этим кораблем. В декабре 1928 года на траверзе мыса Орловый судно при попытке обойти участок тяжелого льда (торосы) наскочило на каменную банку. Корпус получил 6 метровую пробоину, вода начала заливать котельное отделение, котлы потушили во избежание взрыва. Были залиты трюмы и угольные ямы. Как видим - это не касание камня как у "Ермака". "Ангару" спасло только то, что она крепко сидела на камнях - поэтому судно сразу не затонуло. Вскоре, когда пришла помощь, пробоину частично заделали, но экипаж пришлось эвакуировать.
И только с открытием новой навигации через несколько месяцев удалось полностью заделать пробоину (цементный ящик), так чтобы удалось дойти до место ремонта.
Интересно, что ремонт "Ангары" проводился как раз на том стапеле, где ее и построили 30 лет назад - других судоремонтных мощностей на Байкале тогда не было. И надо отметить, как же хорошо тогда "строили" - вернее, каким качественным были детали этого "конструктора" (изготовленного Армстронгом) и как основательно из этого конструктора собрали это судно, что тридцать лет оно проходило в суровых условиях почти без поломок.
Ремонт и приведение ледокола "в порядок" оказался очень своевременными, так как вновь встал вопрос о развертывании Байкальской переправы, даже обсуждался вопрос о постройке нового ледокола-парома. К 1936 году эта переправа были создана, правда без нового ледокола - "Ангара" так и осталась единственным ледоколом на Байкале.
Новый ремонт все же назревал и его запланировали на лето 1941 года, но с началом войны отложили.
И Ангара так и продолжила свою службу в том состояние "как есть".
Только в 1945 году к организации ремонта вновь вернулись - но причиной послужили события внешнеполитического характера - в связи с будущей войной с Японией вновь встал вопрос о перевозках через Байкал воинских контингентов и грузов, в параллель с железной дорогой. Правда вскоре этот вопрос разрешился, но к счастью для "Ангары" вопрос про ремонт не остался забытым.
Кто знает - может именно благодаря ему мы сейчас можем видеть это судно там где оно стоит.
2 минуты
596 читали