50,7 тыс подписчиков
Электромобили — лучшие друзья императриц? Поначалу так и было. На рубеже 19-20 веков бензиновые и электрические самобеглые коляски боролись за рынок на равных. Но бензиновые «моторы» нужно было заводить «ручкой», поэтому дамы из высшего света предпочитали «электранты» — тихие, простые в эксплуатации и не столь пахучие.
Например, британская королева Александра Датская, супруга Эдуарда VII, остановила свой выбор на электрическом Columbia Victoria Phaeton американской Electric Vehicle Company. По нашим меркам, это была дорогая и непрактичная игрушка. «Фаэтон» стоил $3000 — в современных ценах это больше $105 тысяч. Запас хода на одном заряде батарей у этого электромобиля составлял 60-70 км, максимальная скорость — 25 км/ч. Но Александра так полюбила кататься по дорожкам своей резиденции в Сандрингеме, что подарила в 1901 году еще один такой экипаж своей сестре, вдовствующей российской императрице Марии Федоровне — матери Николая II. Теперь подарок стоит в московском Политехническом музее (картинки 1-5) — и это один 24 экземпляров Columbia Victoria, которые дожили до наших времен в мире.
Правда, сама Мария Федоровна осталась холодна к «электричке». Пользователем экипажа был ее младший сын, великий князь Михаил Александрович. Михаил ездил на Columbia по грибы и на рыбалку в окрестностях Гатчинского дворца. Как раз такой момент — на к.6, фото сделано великой княгиней Ксенией Александровной. И порой батареи подводили великого князя. В дневнике Михаила за 4 августа 1902 года мы читаем: «… Поехали в нижний сад, и, проехав Никольские ворота, коляска больше идти не могла. Мы ее оставили и пошли домой».
Фото © Политехнический музей, ГАРФ
1 минута
20 марта 2023
31,2 тыс читали