Найти в Дзене
18,2 тыс подписчиков

[Fort],№ 10 "Риф"

Уверен, друзья, каждый из вас хорошо помнит этот эпизод из книги А.Степанова "Порт-Артур":

"....ваше превосходительство, полюбуйтесь на этот,..бетон постройки военного инженера, но, несомненно, японской, а не русской армии. - И Борейко зашагал к месту прежней позиции батареи. Все двинулись за ним. Подойдя к одному из бетонных казематов, поручик стукнул кулаком по своду и, ухватившись рукой за его край, отломил большой кусок бетона, который и поднес генералу:
- Цемента здесь почти нет, одна только глина да песок. И в этих-то "бетонных" казематах должны были сидеть люди и храниться порох и снаряды. Что это, недосмотр или предательство? Кто он - невежда в строительном деле или изменник и японский шпион? За одну эту постройку его следует расстрелять на месте, - закончил Борейко свою речь.
- Это мы всегда успеем сделать, - возразил Кондратенко. - Чем вы объясните это явление, капитан Лилье?
- Случайный недосмотр десятника, я взыщу с него за это, - ответил капитан. .
- А это тоже недосмотр? - Борейко кинулся к соседнему каземату и легко обломил кусок его стены. - И это? - бросился он дальше. На "батарее Б" та же история, на Куропаткинском люнете то же, на Заредутной батарее то же...
- А на форту № 2? — спросил генерал.
- Там этого нет. Его строил честный офицер Рашевский, а не Лилье, - отрезал Борейко.
- Пойдемте по всем указанным поручиком фортификационным сооружениям и проверим состояние бетона.
Борейко водил их по укреплениям и молчаливо тыкал пальцами в негодный бетон. Звонарев легко отламывал куски от указанного места и завертывал их в бумагу, подписывая сверху, откуда взята проба. Заявление Борейко подтвердилось полностью".

Сейчас не будем говорить о том, насколько данный факт отвечает истине, но как не вспомнить эти строки, когда осматриваешь береговые батареи "Рифа"! Но к счастью, на "Рифе" все было несколько иначе (не гарантирую что всегда), хотя бы потому, что не дошли бы до нас через 110 лет.
Все основные конструкции на "Рифе" как и на фортах "А" и "Обручев" выполнялись из высококачественного бетона (по современной классификации - не ниже М400, для гидротехнических конструкций и перекрытий сводов - М500!) в пропорциях: 1 часть цемента+4 части щебня. Причем КАЖДАЯ партия цемента подвергалась проверке в лаборатории КИУ. Производитель работ обязан был отправлять в крепость пробы цемента в специальной укупорке. В архиве есть целое дело, состоящее из донесений об высылке только этих проб цемента (для тех кто не верит, есть номер).
Серьезно относились и к технологии заливки.
Кладка бетонной смеси велась непрерывным способом слоями по 30 см каждый, но своды казематов набивались единым монолитом (не слоем, а единой массой). Это было сложнее, но придавало сводам особую прочность. Более того, после укладки бетонной смеси ее уплотняли электровибраторами, штыковали, обстукивали опалубку деревянными молотками, а где и более просто - деревянной бабой, вручную.
Для непрерывности бетонные работы велись круглосуточно, в три смены, для этой цели даже поставили паровую машину с генератором и установили столбы с электрическими светильниками. Надо - так надо!
Схватившийся бетонные поверхности тщательно штукатурили (цемент/песок - 1/1,5). В итоге ВСЕ бетонные поверхности батарей не имели острых кромок (мы такое уже видели на "Шанце"), а только закругленные - это препятствовало сколу бетона при разрыве снарядов и увеличению числа осколков.
Кроме того тщательное затирание штукатурного раствора решало и гидротехнические задачи. Бетон материал пористый и способен быстро набирать влагу - хорошо уплотненная штукатурка играла роль гидроизоляции. Для повышения гидроизоляции поверхностей, которые потом засыпались землей их предварительно покрывали слоем асфальта!

После знакомства с такими подробностями и особенностями уже не сильно удивляешься тому, что сооружения форта "Риф" и сейчас находятся в удовлетворительном состоянии.
Но все равно удивляешься, )))
И огорчаешься за Порт-Артур,(
3 минуты
692 читали