Найти тему

Пишу сейчас статью о буддийской концепции кармы в сюжетах бурятской литературы, в связи с чем хочу поделиться одним интересным фактом. Сегодня идею кармы можно обнаружить во многих произведениях бурятской литературы, но мало кто знает литературную генеалогию "кармических" сюжетов. Между тем, они появились почти одновременно с рождением буддизма и их родиной была, естественно, индийская литература. В классической буддийской литературе есть жанр "джатака" - это истории о прежних жизнях Будды. Будда в них может представать человеком или животным. Каждая джатака сначала повествует определенную историю, а затем выясняется, что всё произошедшее с героями - следствие их деяний в прошлой жизни. Так иллюстрировался закон кармы. У бурят раньше одной из самых популярных книг был сборник джатак "Yльгэрэй далай" ("Море притч") - монгольский перевод "Сутры о мудрости и глупости", входящей в Ганджур - тибетский буддийский канон. Именно с сюжетами этой книги в бурятскую литературу пришла идея кармы.

На фотографиях - двуязычное издание "Моря притч" 2006 г. на бурятском и классическом монгольском языках.
В интернете можно найти русский перевод тибетской "Сутры о мудрости и глупости", который по содержанию принципиально не отличается от монгольского и бурятского вариантов.
1 минута