Найти тему
36 подписчиков

Про горизонт планирования и отраслевые «стратегические» паттерны:


В общем, существует такое явление: когда кто-то долго работает в одной отрасли, у него постепенно в извилинах формируется некий паттерн стратегического планирования, основанный на обычном для отрасли временном горизонте.
Например, строит человек всю жизнь промышленные объекты и постепенно перестает заглядывать дальше, чем года на три. Потому что не нужно - два года стройки, потом ещё годик «гарантийки», а деньги получены, проедены и все уже пошли следующий объект строить.
А ещё лучше в период гарантийного срока самоликвидироваться, чтобы, не дай бог, не пришлось за собой косяки устранять.

Этот подход не очень отличается от классических бригад шабашников, которые в советские времена набегали, строили в колхозе какой-нибудь коровник, получали деньги и сваливали — ищи-свищи их потом, когда коровник развалится. Отрасль такая. 😜

Следует заметить, что так бывает не всегда. Шахтостроители, к примеру, строят свои объекты десятилетиями и там горизонт планирования соответствующий.

Но стройка худо-бедно с горизонтом в два года существует. Там так можно.

Беда начинается, когда какой-нибудь очередной маугли , воспитанный дикими строителями, начинает себя реализовывать в других отраслях. Тех, где инвестиционный цикл или цикл службы производственного оборудования измеряется десятками лет.

Стоит, к примеру, металлургический комплекс.
На нём срок службы ванны для горячего цинкования - лет пятнадцать. И сроки окупаемости соответствующие. Ну и планирование инвестиций должно быть на аналогичный срок.
Тут появляется условный «строитель» и машет шашкой направо-налево. Производство начинает лихорадить, доходы в минус, клиенты разбегаются, а менеджер сидит и удивляется: «Почему так вышло? Я же всё сделал, как всегда!»

Или вот - один такой строитель купил себе пищевое производство (где планирование тоже весьма специфическое, потому что оборудование служит десятки лет; ты можешь играть ассортиментом и объёмом, но не можешь сказать: «завтра начинаем выпускать не хлеб, а памперсы!»). И давай резвиться со стратегиями, не понимая, что некоторые решения носят необратимый характер, а сбежать от ответственности, как он раньше делал - бросая недостроенные объекты и «кидая» инвесторов, уже не получится. В общем, поуправлял человек хлебозаводом как стройкой, обанкротился, но так ничему и не научился.

Последний кейс: жил-был строитель. И всё у него со стройкой хорошо складывается - продает, получает деньги, строит.
Но мало ему стройки. Открыл он онлайн-учебное заведение. Ну как «открыл»? Сайт создал и некоторое количество подчиненных собрал. И говорит:
— Продавайте курсы!
— А какие? — спрашивают подсиненные.
— Ну вы что, не знаете, какие курсы бывают? Продавайте то, что покупают.
Продали его сотрудники то, что покупали клиенты. Только курсов-то нет, одни названия. Соответственно, клиенты недовольны, деньги назад просят.

— Странно! — думает чувак, — Я же всю жизнь так стройку продаю: получаю деньги, строю, сдаю. Не может быть, чтобы этот метод здесь не работал. Наверное, сотрудники плохо работают!
И невдомёк человеку, что получить деньги и строить, по ходу закупаясь оборудованием и материалами, можно. А вот людей учить надо, имея готовый учебно-методический комплекс, который, в том числе - продукт правильного планирования.

Дисклеймер: я половину своей профессиональной карьеры проработал в строительных компаниях, так что ничего против строителей не имею, и упоминание строителей в этом тексте и этом контексте - не наезд, а иллюстрация к тезису.
2 минуты