103 тыс подписчиков
Публично-теоретическая жизнь большевиков в 1920-е гг. била ключом. Еще бы, ведь дело строительства коммунизма, за которое они взялись, было новым, неизведанным. Хотя, не будем торопиться с выводами. На самом деле путеводную нить для него проложил Фридрих Энгельс в скромной брошюре "Принципы коммунизма", изданной в далеком 1847 г. Уже с тех пор коммунисты всего мира знали, что и как нужно построить и что сломать, чтобы счастье неминуемо настигло пролетариев и всех присных иже с ними. Энгельс все расписал до тонкостей, но вот незадача - в последнем пункте, точнее даже в самом главном обобщающем выводе он совершил ошибку (как мы скоро увидим), потому что не предусмотрел Октябрьскую революцию 1917-го года. Факт этого события марксистская теория никак не объясняла. Из-за этого непредвиденного обстоятельства во всем большевистском стане начались философские споры. Одни говорили, что к Энгельсу и его выводам по-прежнему стоит прислушиваться. Другие (например, Ленин), опираясь на тезис самого же Энгельса, утверждали, что марксизм не догма, а руководство к действию, и что даже Энгельса можно корректировать...
в начале ноября 1926 г. Сталин И.В. вел на эту тему публичную дискуссию с Зиновьевым. В заключительном слове к докладу "О социал-демократическом уклоне в нашей партии" он сказал: "Товарищи! В своём докладе я говорил, что марксизм не догма, а руководство к действию, что известная формула Энгельса, данная в 40-х годах прошлого столетия, была правильна в своё время, но теперь она стала недостаточной. Я говорил, что она должна быть ввиду этого заменена формулой Ленина, о том, что при новых условиях развития капитализма и классовой борьбы пролетариата победа социализма в отдельных странах вполне возможна и вероятна". Давайте уточним, о какой такой "известной формуле" идет речь.
На вопрос: "Может ли эта революция произойти в одной какой-нибудь стране?", Энгельс давал ответ: "Нет. Крупная промышленность ... создала мировой рынок, так связала между собой все ... цивилизованные народы, что каждых из них зависит от того, что происходит у другого. Затем крупная промышленность так уравняла общественное развитие во всех цивилизованных странах, что всюду буржуазия и пролетариат стали двумя решающими классами общества и борьба между ними - главной борьбой нашего времени. Поэтому коммунистическая революция будет не только национальной, но произойдёт одновременно во всех цивилизованных странах, т. е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии".
Вывод, кажется, ясен - коммунистическая революция в одной отдельной стране невозможна. Теория этого не допускает. Однако Сталин мастерски опроверг Энгельса, а вместе с ним Зиновьева, простой словесной эквилибристикой. Он сказал: "Энгельс говорил, что пролетарская революция ... не может произойти в отдельной стране. А факты говорят, что в новых условиях классовой борьбы пролетариата, в условиях империализма мы уже произвели в основном такую революцию в отдельной стране, в нашей стране...". И ведь не поспоришь с генеральным секретарем всей партии большевиков! Генсеки, они же лучше знают, что к чему. Раз революция свершилась, значит Энгельса с его теорией не прав.
P.S. Прав ли был Сталин насчет коммунизма/социализма в одной стране, показала история. Через три поколения он рухнул под своими собственными обломками. А ведь Маркс и Энгельс говорили, что пролетарская революция создаст вечное общество пролетарского блаженства. Так что либо классики ошибались, либо Иосиф Сталин погорячился. Одно из двух.
Но у многих, конечно, свое мнение на этот счет. Спешите высказать его в комментариях! Искренне ваш ИстПросвет.
2 минуты
13 апреля 2023
1059 читали