172 подписчика
☦️ 25 марта. Суббота 4-й седмицы Великого поста
📖 "Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа́", то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, - и глухих делает слышащими, и немых - говорящими". (Мк 7:31-37, РСП)
🖋 Рассказ об исцелении глухого косноязычного у ап. Марка тесно связан с предыдущим - о путешествии Иисуса с учениками в языческие города и изгнании беса из дочери женщины-язычницы. Область, через которую Иисус с учениками возвращался в Галилею, состояла из десяти городов, население которых тоже было по преимуществу языческим и грекоязычным.
Построенные в эллинистическую эпоху по образцу греческих полисов, эти города были форпостом языческой греко-римской культуры на Ближнем Востоке. Здесь существовали храмы языческим богам, жили известные философы и писатели античного мира, совершались спортивные состязания.
Из-за тесного соседства с Израилем, в этих городах издавна существовали довольно значительные иудейские общины. Возможно именно одну из них и имел ввиду Марк, когда говорил о собравшемся ко Христу народе. Тесное соседство язычников и иудеев в Десятиградии создавало особую обстановку для проповеди Евангелия: если в иудейских землях популярность (в обоих смыслах) Иисуса была повсеместной, то в языческой стране Его узнавали единицы (женщина сирофиникиянка).
Десятиградие жило духом античного космополитизма: здесь каждый мог выбирать себе религию по вкусу, и это не становилось причиной конфликтов. Соответственно никто здесь не приставал к Иисусу с казуистическими вопросами, не вступал в богословские состязания, - все это могло быть только где-нибудь в Иудее, и даже в Иерусалиме. Иудеи Десятиградия видели в Иисусе не учителя Закона, а известного врача, слава о делах Которого уже разнеслась по всему Востоку.
Поэтому обстоятельства исцеления так не похожи на то, что делал Иисус в Иудее и Галилее - там Он требовал веры от жаждавших исцелиться - , и так напоминает то, что Он сделал женщине язычнице - изгнал беса из ее дочери только по ее неотступной просьбе.
Так же и здесь: к Иисусу приводят больного и просят "возложить на него руку", т.е. - исцелить. Ни слова о вере - она видна уже в самой просьбе пришедших. Господь отводит больного в сторону и после некоторых манипуляций исцеляет его. Подробности этих манипуляций встречаются только у Марка, и это даже подавало соблазн переписчикам Евангелия изменить метод исцеления на более "духовный".
Так, у Матфея исцеления совершаются буквально "в одно касание", что более соответствует представлению о божественном всемогуществе Христа. Но для Марка было важно сохранить все, самые незначительные подробности служения Иисуса, запечатлеть Его облик, так сказать, с документальной точностью. Поэтому чудо совершается не моментально и не при народе. Но это неважно. Главное, что "всё хорошо делает"!
И хотя и здесь Христос запрещает разглашать о случившемся, эффект получается совершенно обратный: "сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали". О благое непослушание! Чем больше прославляли Христа, тем скорее приближалась трагическая развязка - Его смерть, ставшая залогом нашего спасения.
2 минуты
25 марта 2023