Найти тему
59,9 тыс подписчиков

Дело гражданина вне всяких подозрений / Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений / Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto. Италия, 1970. Режиссер Элио Петри. Сценаристы: Элио Петри, Уго Пирро. Актеры: Джан Мария Волонте, Флоринда Болкан, Джанни Сантуччо и др. Прокат в СССР: 10,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Италии: 4,1 млн. зрителей.


"...В жаркий воскресный день, в час послеобеденного отдыха, когда Рим кажется вымершим, в спальне изысканно обставленной маленькой квартирки происходит убийство: респектабельный господин средних лет перерезает лезвием безопасной бритвы горло своей любовнице... Поначалу фильм, поставленный режиссером Элио Петри, кажется детективом. Но это «детектив наоборот»: с первых же кадров мы знаем, кто убийца, и весь последующий ход фильма направлен не к тому, чтобы обнаружить и поймать преступника, а к тому, чтобы избежать этого.
Парадоксальность фильма в том, что убийца — сам страж порядка и закона, который, оказывается, может совершать преступления безнаказанно. На этом-то парадоксе и построен язвительный, исполненный сарказма фильм Петри — сатирическая «черная» комедия, гротеск, политический памфлет — все вместе, и при этом произведение, очень строго выдержанное по стилю. 1щетельному и вместе с тем насквозь ироническому, подчас озорному «психоанализу» и осмеянию подвергается ни какой-то честным случай, а вся системе полицейского произвола и власти а буржуазном государстве, порождающая этот произвол, беззаконна, насилие.
Убийца — один из руководителей римской уголовном полиции - получает повышение и становится начальником политической полиции Рима. … Он самоуверен, энергичен, подтянут. С законом он на короткой ноге — порой просто себя с ним отождествляет. Поэтому-то он так часто и легко и преступает закон: то едет на красный сеет светофора, то самовольно увеличивает число полицейских доносчиков, то расширяет списки подслушиваемых телефонов, то хлещет по щекам на допросах арестованных и литрами вливает в них соленую воду.
Им довольны, его повышают, переводят в политическую полицию, куда он приносит методы полиции уголовной. В каждом задержанном демонстранте, в каждом «политическом» он готов видеть преступника. «Под каждым уголовником может скрываться мятежник, под каждым мятежником — уголовник», — вещает он в речи при вступлении в должность. Он не видит разницы между бандой грабителей и прогрессивной политической организацией. «И та и другая, — истерически выкрикивает он, — хотя и разными средствами, преследуют одну цель: свержение существующего строя... Наш долг — подавлять. Подавление — вот наша вакцина!» …
… фильм Петри актуален и произвел в Италии эффект разорвавшейся бомбы. Недаром миланская полиция возбудила против создателей картины судебное дело, обвиняя их в «оскорблении полиции».
Петри показывает своего опьяненного властью и безнаказанностью героя во вполне конкретном контексте не только места его службы — римского полицейского управления, но всей сегодняшней итальянской действительности со студенческими и рабочими демонстрациями, с избиением демонстрантов, если не пытками, то грубым и циничным унижением человеческого достоинства каждого, кто попал в лапы римских «квестурини», как называют итальянцы полицейских. Заслуга Петри именно в том, что он первым в Италии смело коснулся темы-табу, самой животрепещущей, но до сих пор остававшейся для кино запретной.
И, наконец, об актере. В роли убийцы-полицейского — Джан Мария Волонте... Волонте — это актер № 1 левого политического кино и всего кино Италии. Сегодня он является для итальянского зрителя тем, чем еще несколько лет назад был Мастроянини. Эта роль — одна из самых его ярких. В ней во всем блеске проявился яростный, остроиронический стиль игры и темперамент этого большого актера, так близко соответствующие режиссерской манере Элио Петри» (Георгий Богемский. Саморазоблачение «сильного человека» // Советский экран. 1971. № 23: 16-17).
Дело гражданина вне всяких подозрений / Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений / Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto. Италия, 1970. Режиссер Элио Петри.
3 минуты
104 читали