59,9 тыс подписчиков
Молодые. СССР, 1971. Николай Москаленко. Сценарист Александр Червинский (по повести Александра Андреева "Рассудите нас, люди"). Актеры: Евгений Киндинов, Любовь Нефёдова, Жанна Горощеня, Нелли Пшенная, Нонна Мордюкова, Татьяна Пельтцер, Алла Ларионова, Армен Джигарханян, Михаил Кокшенов, Владимир Тихонов, Вячеслав Невинный и др. 39,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
За свою очень короткую жизнь режиссер Николай Москаленко (1926–1974) успел поставить всего три фильма («Журавушка», «Молодые» и «Русское поле»), но все они стали зрительскими фаворитами.
Вот какая рецензия была опубликована в журнале «Советский экран» на фильм «Молодые»:
«Фильм режиссера Н. Москаленко я посмотрел на студии, когда он едва-едва был закончен, — рабочую копию, которая будет еще шлифоваться, уточняться. Естественно, я могу высказать лишь первые, предварительные суждения о картине, тем более что она, видимо, вызовет споры и у зрителей и у критиков.
Тема фильма серьезна и актуальна. Рабочий класс, молодые строители Москвы. Их мы видим, с ними сталкиваемся повседневно. Входя в новый кинотеатр или въезжая в новую квартиру, поминаем добрым словом, а иногда, что греха таить, и поругиваем. Как бы то ни было, их труд огромен и нужен всем.
Об этом труде, о жизни молодого современника и хотели рассказать авторы фильма. Их попытка заслуживает самого горячего одобрения. У нас очень мало картин о рабочем классе, о молодежи. Трудности в решении этой темы огромны. Здесь как нигде художнику необходимы глубокое знание жизни, новых процессов, в ней возникающих, творческая смелость, высокое мастерство. Как же справились со своей задачей авторы ленты «Молодые»?
Коллективный герой фильма — бригада монтажников. Молодые ребята работают с задором, с огоньком, болея за свое дело. Запоминаются кадры стройки новых домов, большая часть которых снята на натуре.
Главный герой картины — Алексей Николаев, его роль исполняет Е. Киндинов. Алексей — человек сильный, умный, настойчивый. Он только что демобилизовался и поступил работать на стройку и одновременно в заочный институт. Ему непросто в «гражданской» жизни. Честный и бескомпромиссный, он резковат, несколько прямолинеен. Товарищи порою с иронией называют его командиром. Однако постепенно он действительно становится близок и дорог своей бригаде. Характер Алексея, с одной стороны, формируется на наших глазах рабочим коллективом. С другой стороны, он влияет на формирование совсем еще инфантильного, только начинающего как-то складываться характера молодой девушки Жени, своей возлюбленной. История их взаимоотношений составляет очень важную сюжетную линию фильма.
В роли Жени выступает Любовь Нефедова. Ее имени мы не найдем ни на театральных афишах, ни в титрах других фильмов. Она инженер-конструктор по специальности. Ее случайно увидел режиссер и предложил сняться в картине.
Дебютантка не потерялась рядом с нашими известными актрисами: всегда юной Татьяной Пельтцер (няня Нюша), темпераментной Нонной Мордюковой (комендант общежития Дарья Васильевна), обаятельной Аллой Ларионовой (Екатерина Петровна, мать Жени).
В общем, Нефедова ведет свою партию в фильме мягко, естественно. Менее убедительна она в финальной сцене — Женя после длительной ссоры с Алексеем прибегает на вокзал проводить его. Он вместе со студенческим строительным отрядом уезжает на лето из Москвы. В этой сцене слишком явно и, скажем прямо, неумело повторяется знаменитый проход Т. Самойловой в фильме «Летят журавли».
Конечно, Жене и Алексею могли показаться их встреча и грядущее расставание драмой, даже трагедией. Но, видимо, режиссеру стоило здесь отстраниться от своих героев и дать почувствовать зрителю истинный масштаб события. Женя все-таки провожает мужа не на фронт, а в командировку. Сам же по себе эпизод митинга на Комсомольской площади, проходящего в отблеске багрового шелка знамен, снят красиво, с подъемом. (...)" (Евгений Громов. Поиск героя // Советский экран. 1971. № 7. С. 13). Полный текст этой рецензии здесь: dzen.ru/...dit
3 минуты
25 марта 2023