60,2 тыс подписчиков
Бег. СССР, 1971. Режиссеры и сценаристы Александр Алов, Владимир Наумов (по мотивам произведений Михаила Булгакова). Актеры: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Татьяна Ткач, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев, Роман Хомятов, Владимир Заманский, Николай Олялин, Бруно Фрейндлих, Владимир Осенев, Александр Январёв, Владимир Басов, Тамара Логинова, Олег Ефремов, Алексей Наумов, Павел Шпрингфельд, Готлиб Ронинсон и др. 19,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
На совместном творческом счету режиссеров Александра Алова (1923–1983) и Владимира Наумова (1927-2021) 10 фильмов, 7 из которых («Тревожная молодость», «Павел Корчагин» «Ветер», «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран–43», «Берег») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов сняли фильм «Бег», «По мотивам произведений М. Булгакова» и по собственному сценарию. Цветной. Широкоформатный. Двухсерийный.
Превосходный первоисточник (одноименная булгаковская пьеса), талант режиссеров, прекрасно работающий оператор Леван Пааташвили, множество отличных актеров — этого уже достаточно, чтобы фильм вызывал интерес.
Но это лишь предпосылки для удачи.
И если, на мой взгляд, удача очевидна, то потому, что фильм, рассказывающий о событиях гражданской войны, о разгроме и «беге» белой армии, о том, как остатки ее мыкаются в эмиграции, сумел сказать обо всем этом свое, новое слово.
Пьеса «Бег» была написана в 1928 году. Она вызвала восторженную оценку Горького, Немировича-Данченко; но в те годы преобладало иное отношение к пьесе. В ней усматривали «раскрашивание белых генералов».
Вероятно, нынче тот, кто впервые прочтет пьесу или посмотрит фильм, поразится: как же можно было сказать такое? Сатирический заряд «Бега» ясен, разоблачительная сила огромна, белое движение показано выродившимся, агонизирующим, бессмысленно-кровавым. В чем же была причина, мягко говоря, нелестных отзывов?
Причин было немало, но нас сейчас более прочих занимает одна. В двадцатые годы, когда только-только отгремела гражданская война, многим казалось недопустимым изображать врага иначе, как в карикатуре.
А ведь Булгаков вдобавок показывал победу красных сил отраженно, косвенно: в поле его зрения оказывались главным образом представители лагеря контрреволюции. В его пьесе «Дни Турбиных» (1926) была изображена трагедия честных людей, связавших себя с обанкротившейся идеей, которая к тому же закономерно попала в руки к мародерам и подонкам.
В «Беге» все было еще сложнее. И страшнее. Генерал Роман Хлудов зашел неизмеримо дальше полковника Алексея Турбина. Человек непростой и незаурядный, он по убеждению принял на себя самую страшную функцию — карательную. Палаческую.
Ради цели, которая казалась ему непорочной, он решил пренебречь чистотою средств. И завяз в невинной крови.
Историческая логика, приведшая Турбина к отчаянию, а Хлудова к безумию, была передана Булгаковым неумолимо и убедительно. И все же многим тогда казалось, что психологическое исследование внутреннего мира врагов революции не нужно и даже вредно.
Пожалуй, в нашем кино есть веха, особенно явно показавшая несостоятельность такого взгляда. Это «Чапаев». Авторы его прослеживали душевный рост самого Чапаева, но в то же время не впадали в плакатно-карикатурное упрощение, рисуя и психологически интересную фигуру полковника Бороздина и знаменитую каппелевскую атаку.
Виктор Шкловский писал по поводу «Чапаева»: «Врага не надо представлять слабым, враг силен, умел, он может сдерживать свои нервы, может подавлять своей храбростью».
Или, как позже сказал Константин Симонов: «Да, враг был храбр. Тем больше наша слава».
Я подчеркиваю последние слова цитаты. Они важны как естественный вывод из того, что «врага не надо представлять слабым», глупым, только карикатурным" (Станислав Рассадин. Удача! // Советский экран. 1971. № 5. С. 2-5). Основная часть этой рецензии здесь: dzen.ru/...818
3 минуты
26 апреля 2023