21 подписчик
РАВНОДУШИЕ К МИРУ ЭТОМУ
Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах
«Аль-Харави (да помилует его Аллах) сказал: «Равнодушие к собственному равнодушию к мирским благам имеет три составляющие. Это пренебрежительное отношение к тому, к чему ты проявляешь равнодушие; то, что все положения в том, что связано с ним, для тебя равны; и отказ считать это равнодушие заслугой [перед Аллахом] с обращением взора в долину истин». Итак, шейх разъяснил, что равнодушие к мирским благам осуществляется посредством трёх следующих действий.
Первое действие: пренебрежительное отношение к тому, к чему он проявляет равнодушие. Поистине, тот, чьё сердце наполнено любовью к Аллаху и возвеличиванием Его, не считает, что мирские блага, от которых он отказался ради Него, достойны того, чтобы быть жертвой Господу, потому что весь этот мир со всем, что в нём, не стоит пред Аллахом и комариного крыла. И обладающий знанием не считает своё равнодушие к мирским благам чем-то значимым, каким-то серьёзным достижением, заслуживающим внимания.
Тот, кто действительно равнодушен к мирским благам, стыдится придавать какое-то значение тому, от чего он отказывается ради Аллаха, и возводить своё равнодушие к мирскому в степень значительного деяния. Напротив, он придаёт своему равнодушию к мирским благам столь же малое значение, что и самим мирским благам, от которых он отказывается ради Аллаха, и стыдится упоминать о нём своим языком и считать его чем-то значимым в сердце своём.
Что же касается того, что все положения, связанные с равнодушием к мирским благам, для него равны, то это означает, что ему всё равно, обрести то мирское, к которому он проявляет равнодушие, или отказаться от него. Ведь эти мирские блага для него ничего не значат. Это один из тонких моментов в понимании равнодушия к мирским благам. Такой человек одинаково равнодушен к мирским благам и когда берёт их, и когда оставляет, поскольку его устремления слишком высоки, чтобы он придавал значение обретению мирских благ или отказу от них, так как они слишком ничтожны в его глазах.
Если же говорить об отказе считать это равнодушие заслугой пред Аллахом, то подразумевается, что тому, чьё сердце не придаёт значения мирскому, всё равно, обретает он эти мирские блага или отказывается от них. Он не считает, что, отказываясь от них, он тем самым заслуживает какую-то особую степень пред Аллахом, потому что эти мирские блага слишком ничтожны в его глазах, чтобы он считал отказ от них заслугой. Заключён в этих словах и другой смысл. Они означают, что человек осознаёт, что только Всемогущий и Великий Аллах дарует и лишает, и он не считает, что это он отказался от чего-то или взял что-то: только Аллах — Дарующий и Лишающий. То, что он взял, — это русло даяния Аллаха ему, подобное руслу реки, а того, от чего он отказался ради Аллаха, на самом деле лишил его как раз Всевышний Аллах.
Таким образом, он смотрит на Того, Кто совершает действие, а не на своё обретение либо отказ от чего-либо. Если он смотрит на вещи таким вот объемлющим взглядом, следуя по долине истины, то перестаёт замечать предпринимаемые им действия. Это и есть смысл слов аль-Харави: «с обращением взора в долину истин». И это наиболее подходящее к его словам из двух упомянутых значений. Это равнодушие к мирским благам, присущее избранным».
См. «Мадаридж ас-саликин»; «Избранное», 3/406-408
2 минуты
24 марта 2023